Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Диссертации > Диссертации по международным отношениям > СПЕЦИФИКА РУССКО-АНГОЛЬСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ХХ – XXI ВВ.

Тема диссертации: СПЕЦИФИКА РУССКО-АНГОЛЬСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ХХ – XXI ВВ.

4500 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Другие города > Вузы города Новосибирск > Новороссийский филиал Московского гуманитарно-экономического института
Тип работы: Диссертации
Категория: Международные отношения
Год сдачи: 2013
Количество страниц: 100
Оценка: 5
Рейтинг работы:

Объект настоящего исследования – становление и развитие политических отношений между Анголой и Россией за 1975-2013 годы.

Предмет исследования – российско(советско)-ангольские политические отношения за 1975-2013 годы на фоне политических, социально-экономических изменений в обеих странах и мировых тенденций в политике и экономике.

Цель настоящей работы – изучение динамики российско-ангольских политических отношений с учетом социально-политических процессов в обеих странах, перспективы двусторонних отношений. 

Актуальность исследования. Республика Ангола – одна из динамично развивающихся стран Африки с увеличивающимся политическим весом на международной арене. Внешняя политика Анголы, участницы политического процесса в региональном, мировом масштабах, базируется не только на членстве в раз¬личных международных сообществах, но основана и на укреплении, расширении двусторонних отношений с различными странами. 

Анголу и Россию связывают многолетние плодотворные отношения. Искренность и дружественность, высокий кредит доверия друг к другу подтверждают факт установления дипломатических отношений СССР в день провозглашения независимости Анголы. А Ангола, в свою очередь, признала Российскую Федерацию в качестве государства-правопреемника СССР одной из первых.

Активизация российско-ангольских отношений продиктована не только национальными предпочтениями, но и возрастанием их роли в мировой политике и экономике, а также необходимостью более активной интеграции в международное разделение труда.

ГЛАВА 1. ДИНАМИКА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА АНГОЛЫ 9

1.1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В АНГОЛЕ

С 1975 ГОДА В КОНТЕКСТЕ ДИНАМИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОТНОШЕНИЙ 9

1.2. НОВЫЙ ЭТАП ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АНГОЛЫ

В 1990-Е  ГОДЫ. РОЛЬ РОССИИ (СССР) В УРЕГУЛИРОВАНИИ

ПОЛИТИЧЕСКИХ РАЗНОГЛАСИЙ 14

1.3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ

ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АНГОЛА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

РАЗВИТИЯ АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ КАК ФАКТОР,

ВЛИЯЮЩИЙ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ АНГОЛЫ 17

1.4. ПРИОРИТЕТЫ АНГОЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОТНОШЕНИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, МЕСТО РОССИИ

ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ АНГОЛЫ 25

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

РОССИИ, АКТИВИЗАЦИЯ РОССИЙСКО-АНГОЛЬСКОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА В 2000–Е ГОДЫ 32

2.1. ХАРАКТЕР И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АНГОЛО-РОССИЙСКИХ

ОТНОШЕНИЙ. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 32

2.2. ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА РОССИИ В

ОТНОШЕНИЯХ СО СТРАНАМИ АФРИКИ. МЕСТО АНГОЛЫ В ПОЛИТИКЕ

РОССИИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОГО И НАДЕЖНОГО ПАРТНЕРА 39

2.3. «КОГДА ИДЕШЬ ОХОТИТЬСЯ НА ДИКОГО СЛОНА, НАДО

ПРИГЛАСИТЬ ТОГО, С КЕМ ВЫРОС» (АНГОЛЬСКАЯ

ПОСЛОВИЦА) КАК ЛЕЙТМОТИВ РОССИЙСКО-АНГОЛЬСКОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ 49

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ РАЗНОСТОРОННИХ

ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ АНГОЛА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 60

3.1. УЧЕТ ВЗАИМНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАК

ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП ПЛОДОТВОРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

РОЛЬ МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ, МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 60

3.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ АКТИВИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ

РОССИИ И АНГОЛЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И

ГУМАНИТАРНЫХ СФЕРАХ, В ВОПРОСАХ ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ РАЗНОСТОРОННИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ АНГОЛА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. УЧЕТ ВЗАИМНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП ПЛОДОТВОРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. РОЛЬ МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ, МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Ангола и Россия двустороннее сотрудничество рассматривают как важнейшее направление во внешней политике. В последние годы обмен делегациями на уровне комиссий парламента, правительства, учреждений и бизнесменов активизировался. Активизации двусторонних отношений способствовали визиты Президента Республики Ангола Ж.Э. душ Сантуша в Москву в 2006 году и Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в Луанду в 2009 году, в ходе которых были достигнуты важные договоренности международного значения.
В мае 2009 года в Россию прибыл министр иностранных дел Анголы Ассунсау Афонсу де Соуза душ Анжуш, который способствовал усилению торгового обмена, развитию сотрудничества в различных областях. Активизации сотрудничества помогает и Соглашение о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам, вступившего с июля 2006 года.
В ходе визита ангольского президента в Москву в 2006 году было подписано 10 соглашений, а в июне 2009 года при визите Президента РФ Д.А. Медведева в Луанду - 6 соглашений на правительственном, министерском и предпринимательском уровнях по развитию различных отраслей социально-экономической сферы. В столице Анголы в 2009 годы были подписаны «Среднесрочная программа экономического, научно-технического и торгового сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола на 2009–2013 годы», межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, воздушном сообщении и другие документы.
Эффективным механизмом для развития дальнейшего сотрудничества стала деятельность Межправительственной российско-ангольской комиссии по экономическому, научно-техническому сотрудничеству и торговле. В Луанде 13 - 14 февраля 2012 г. состоялось Второе заседание этой Комиссии, целью которого была оценка состояния и поиск дополнительных возможностей развития двустороннего сотрудничества. Рабочие группы специалистов обеих стран обсудили ход научно-технического и торгового сотрудничества в таких областях как энергетика, промышленность, гидроресурсы, геология и добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, транспорт, рыболовство, торговля, высшее образование, наука и технологии, а также договорно-правовую базу сотрудничества .
Основополагающим документом в международной сфере Российской Федерации является Концепция внешней политики. По данным СМИ, новая «Концепция внешней политики РФ» уже подготовлена в МИД России , она отражает ключевые приоритеты международной деятельности государства, определенных в Указе Президента В.В.Путина «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» от 7 мая 2012 года.
Опубликованный проект Концепции внешней политики России 2012 года характеризует преемственность внешнеполитической стратегии страны, основывающейся на таких базовых принципах, как прагматизм, открытость, многовекторность, последовательное, но без конфронтации отстаивание национальных интересов .
В марте 2012 году Республику Анголу посетила российская делегация Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Целями визита членов парламента России являлись:
• изучение перспектив активизации и развития межгосударственных и межпарламентских связей России и Анголы;
• оценка состояния и дальнейшего развития правовой основы российско-ангольского военного и военно-технического сотрудничества;
• ознакомление с деятельностью Республики Ангола в сфере законодательного обеспечения национальной безопасности, борьбы с экстремизмом, сепаратизмом .
Делегация Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности встречалась с коллегами – членами парламента Республики Ангола, членами правительства, посетила военные вузы и учебные заведения национальной полиции. Были проведены брифинги, состоялся обмен мнениями по проблемам правового обеспечения национальной безопасности. Российские гости были ознакомлены с задачами и перспективами развития органов государственного управления и учреждений Анголы.
В работе активное участие принимали председатель Комиссии по вопросам обороны, национальной безопасности и внутреннего порядка Национальной Ассамблеи Республики Ангола Ф.Ж. Тута, заместитель председателя Комиссии по внешним сношениям, международному сотрудничеству и по делам соотечественников за рубежом Национальной Ассамблеи Республики Ангола Л.Р. Куанга, Национальный директор по международным обменам и сотрудничеству Республики Ангола П.С. да Кунья, Министр по связям с парламентом Республики Ангола Н. душ Сантуш, заместитель Министра по территориальной администрации Республики Ангола А. де Алмейда, члены профильных парламентских комиссий.
По итогам визита российской парламентской делегации в Республику Ангола были сделаны выводы о том, что дальнейшее развитие российско-ангольского сотрудничества обусловливается стратегическими интересами Российской Федерации, объективной потребностью в развитии российского присутствия на Африканском континенте.
Необходимо шире использовать и возможности общественных объединений (добровольных, негосударственных, некоммерческих организаций), являющиеся активными участниками социально-политической жизни общества.
Активизация сотрудничества с Анголой обусловлены геополитическим и географическим положением, огромными запасами стратегического природного сырья, а также глубокими историческими традициями дружбы и сотрудничества, доброжелательным отношением к России.
Развитие стратегического партнерства России и Анголы возможно на основе развития межпарламентских связей. В ходе обсуждения существующих проблем сотрудничества парламент Анголы (Национальная Ассамблея) наладить постоянные отношения и деловые контакты с верхней палатой парламента РФ (Советом Федерации Федерального Собрания) .
Так, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рекомендует Совету Федерации рассмотреть возможность визита руководства Совета Федерации в Республику Ангола. Кроме этого, на заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности планируется рассмотреть вопрос правового регулирования организационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности российских военных специалистов за пределами Российской Федерации.
Российская парламентская делегация, побывавшая в Анголе, Правительству России предлагает рассмотреть возможность расширения военного присутствия Российской Федерации в Республике Ангола . Так, министерству обороны Российской Федерации рекомендовано оперативно принять меры по сокращению времени получения российскими военными специалистами подъемного пособия, упрощения процедуры получения окладов в иностранной валюте и т.д.
Министерству внутренних дел Российской Федерации рекомендовано продолжать укрепление деловых контактов правоохранительных органов посредством расширения программ обучения сотрудников правоохранительных органов Республики Ангола в учебных заведениях МВД России, передачи опыта реформирования правоохранительных органов. А федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации предлагается изучить возможность осуществлять поставки для вооруженных сил Анголы своевременно и в требуемом количестве .
В настоящее время отношения с Анголой имеют предпосылки для качественно нового расширения. Активное развитие экономического взаимодействия с экономическими субъектами в Республике Ангола позволит Российской Федерации легче адаптироваться в меняющейся системе мирохозяйственных связей. Активизация, совершенствование торгово-экономических связей с Анголой, со странами Африки в целом должно занять, на наш взгляд, важное место в российской внешнеэкономической политике.
Следует отметить, что активизация торгово-экономических отношений со странами Африки является современной тенденцией в мировой экономике, обусловленной важной ролью ее ресурсного потенциала. В настоящее время Африка превращается в зону стратегиче-ских экономических интересов ведущих держав, а также растущего политического влияния на международной арене. По прогнозам, спрос на сырье к середине XXI века возрастет на 50-60% .
По нашему мнению, отношения со странами Африки могут стать более приоритетными для России по сравнению, например, с государствами Западной Европы. Так, в настоящее время европейские страны являются основными внешнеэкономическими партнерами России, на долю которых приходится около 78% внешнеторгового оборота России (из них ? занимают промышленно развитые государства континента и ? - страны Центральной и Вос¬точной Европы) . Безусловно, приоритет торговли со странами Западной Европы обеспечивает основные валют¬ные поступления.
Но следует отметить, что увеличение экспорта в страны Западной Европы происходит в основном за счет растущих поставок топливно-энергетических ресурсов и минерального сырья. Это является во многих тупиковым путем для России, потому что внешнеэкономическое положение страны становится очень уязвимым из-за колебаний мировых цен на топливо и минералы. Доля сырья в экспорте происходит за счет снижения удельного веса продукции с высокой долей добавленной стоимости (машины, оборудование, транспортные средства, химические товары и другие промышленные изделия) .
России приходится выдерживать жесткую конкуренцию на рынке машинотехнических изделий, сталкиваться с завышенными тарифами и запретами при экспорте машин и оборудования в Западную Европу. Доля России во внешнеторговом обороте ЕС в настоящее время составляет всего 3,5%, но превращение России в равно¬правного торгового партнера при существующих сложностях в экономическом комплексе в ближайший период является, на наш взгляд, очень проблематичным.
Среди европейских партнеров можно выделить бывшие страны социалистического лагеря, которые до начала 1990-х годов закупали половину экспортного промышленного оборудования российских предприятий. Но в настоящее время они более ориентированы на торговлю с западными странами, их не устраивает даже невысокие цены на российскую промышленную продукцию.
Емкий рынок для российской экспортной продукции, в т.ч. машинотехнической, представляет рынок бывших республик СССР, вошедших в СНГ. В проекте Концепции внешней торговли главным приоритетом в ближайшие годы останется интеграция на постсоветском пространстве.
Но и на рынке СНГ Россия сталкивается с конкуренцией со стороны других стран, прежде всего, Китая, Индии. В товарной структуре российского экспорта в страны СНГ в настоящее время также доминируют топливно-сырьевые товары, отрицательно влияющие на эффективность торговли с этими странами, на внешнеэкономические связи России в целом.
В рассмотренных обстоятельствах рынок стран Африки, в т.ч. Анголы, может быть представлен как один из самых перспективных для внешнеторговой деятельности России. Необходимо активизировать сотрудничество России с Анголой в энергетике, добыче алмазов и некоторых других отраслях. Шире нужно использовать возможности Анголы как поставщика некото¬рых видов сельскохозяйственной продукции и сырья.
Безусловно, российско-ангольское торгово-экономическое взаимодействие может не стать катализатором качественного рос¬та российской экономики в ближайшее время, но, на наш взгляд, не учитывать его нельзя. Будет приветствоваться резко увеличенное пополнение продовольственных ресурсов России за счет массовых закупок продукции тропического и субтропического земледелия - фруктов и овощей, кофе, какао-бобов, чая, цитрусовых, бананов.
Сотрудничество в золотодобы¬вающей и алмазодобывающей промышленности обеспечивает стабильный приток инвалютных поступлений. А промышленность России пополнится поставками месторождений нефти, газа, железной и медной руд, фосфоритов, кварца, гранита, серебра и т.д.
К сожалению, Россия сделала, на наш взгляд, некоторые шаги, которые усложнили активизацию отношений с Анголой. Либерализация внешнеэкономической деятельности в России и разгосударствление ее внешней торговли сопровождались появлением многочисленных участников на ангольском рынке. Но российскими предпринимателями было допущено много ошибок. Большинство из них не было оснащено достаточными знаниями местного рынка, его потребностями и спецификой, не были сформулированы направления продвижения своей продукции в условиях жесткой конкуренции. При этом российские предприниматели нередко сталкивались с мошенническими схемами зарубежных посредников.
Неудача российских предпринимателей сопровождалась не только их финансовыми потерями и неоправданными надеждами. Это приводило к тому, что ангольские потребители меньше стали ожидать от российских производителей, посредников продукции, отличающейся высоким качеством, а многие ангольские предприниматели не ждут цивилизованных взаимоотношений в бизнесе.
Но не только упущениями российских предпринимателей в 1990-е годы можно объяснить сложность освоения ангольского рынка в настоящее время. После распада СССР прекратилось поступление российских товаров, что было компенсировано продукцией других стран. Поэтому работа на ангольском рынке должна быть обеспечена предварительным всесторонним анализом, финансово-экономической обоснованностью. Второй раз завоевывать рынок не менее сложно, чем это сделать в первый раз.