Студенческий портал

StudyNote RU admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Диссертации > Право и юриспруденция > Уголовная ответственность юридических лиц: анализ международного и зарубежного опыта; перспективы и предложения законодательного закрепления в России.

Тема : Уголовная ответственность юридических лиц: анализ международного и зарубежного опыта; перспективы и предложения законодательного закрепления в России.

5000 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях!

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы:Диссертации, Магистерская диссертация
Категория:Право и юриспруденция
Год сдачи:2019
Количество страниц:64
Оценка:5
Рейтинг работы:

 

Актуальность темы обусловлена активным развитием Российской Федерации в
социально-экономическом направлении с начала 90-х годов и по настоящее время, появлением
большого количества новых участников правоотношений – юридических лиц и
стремительным ростом числа противоправных деяний, совершаемых ими в собственных
интересах, так называемая «корпоративная преступность», среди которых немалую
долю составляют экологические правонарушения.

Как известно Конституция Российской Федерации является гарантом
благоприятной окружающей среды

[1]

,
при этом защитить, гарантировать и обеспечить ее, в условиях массового
нарушения природоохранного законодательства большим количеством хозяйствующих
субъектов, с консервативным подходом к выбору механизма предупреждения и
пресечения правонарушений в этой области не представляется возможным.

В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года отмечено следующее:
«Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением
значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к
нарушению экологического баланса»

[2]

.

Согласно статье 3 «Основ государственной политики в области
экологического развития России на период до 2030 года»: «В 40 субъектах
Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под
воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объём
сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или
недостаточно очищенных, остается высоким»

[3]

.

«Стратегия экологической безопасности Российской Федерации, на период до
2025 года» указывает на следующее: «Высокая степень износа основных фондов
опасных производственных объектов и низкие темпы технологической модернизации
экономики являются вызовом и угрозой экологической безопасности; низкий уровень
разработки и внедрения экологически чистых технологий; существенная
криминализация и наличие теневого рынка в сфере природопользования»

[4]

.

В 2011 году, Следственным комитетом Российской Федерации, в рамках
участия в правотворческой деятельности, был предложен проект Федерального
закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в
отношении юридических лиц». Позднее, в 2015 году, депутатом государственной
думы А.А. Ремезковым был предложен законопроект «О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением
уголовной ответственности юридических лиц». Однако, оба законопроекта были
отклонены, по причине их некоторых недостатков. В частности, предложенный
Следственным комитетом проект закона предусматривал применение к юридическим лицам
не уголовного наказания, а иных мер уголовно-правового характера, тем самым
пытаясь обойти соответствующие трудности. Проект, представленный А.А.
Ремезковым, не предусматривал уголовную ответственность за деяния, совершение
которых является наиболее распространённым явлением в деятельности организаций,
в частности это экологические и экономические правонарушения.

В таких условиях от государства требуется применение адекватных мер, в
частности, введения реально действующих механизмов воздействия на юридических
лиц за совершенные ими нарушения природоохранного законодательства. На данный
период, к юридическим лицам применяются санкции в рамках гражданской и
административной отраслей. Однако, следует сказать, что применяемые штрафные
санкции в рамках, прежде всего, административного права, являются не только не
адекватными совершаемым правонарушениям, но и не способствуют предупреждению
новых.

Действующее российское уголовное законодательство предусматривает
уголовную ответственность физического лица

[5]

,
то есть руководителя организации; ответственного за работу отдельного узла
предприятия или отвечающего за отдельное направление деятельности, тогда как
сама организация, допустившая и совершившая нарушение в области охраны
окружающей среды и природопользования, продолжает осуществлять свою
деятельность, причиняя, зачастую, непоправимый ущерб объектам окружающей
природы.

Уголовное законодательство большинства зарубежных стран, принадлежащих,
как к романо-германской, так и к англосаксонской правовым семьям, предусматривает
уголовную ответственность юридических лиц. Их опыт, в частности, опыт Франции,
из-за относительной схожести правовой системы с российской, крайне важен, при
создании успешно интегрируемой конструкции института уголовной ответственности
юридических лиц, подлежащего включению в уголовное законодательство Российской
Федерации.

Значительный вклад в развитие концепции уголовной ответственности
юридических лиц привнесли труды таких специалистов как: Н.Т. Разгельдеев; И.Н.
Туктарова; М.Ю. Дворецкий; Б.В. Волженкин; Э.Н. Жевлаков; С.Г. Келина; Н.Ф.
Кузнецова, В.И. Жуковский, А.С. Никифорова, В.П. Кашепов, А.Г. Кибальник, А.Г.
Корчагин, И.А. Клепицкий, А.И. Коробеева, Н.А. Лопашенко, А.П. Козлов и ряд
других авторов.

Вышеизложенное позволяет констатировать актуальность темы данного
исследования и отметить ее дискуссионный характер.  


[1]


Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014
№ 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237, 25 дек.; СЗ РФ. 2014. № 31. Ст.
4398.

[2]


О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ
от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ. № 1 (часть
II). Ст. 212.

[3]


Основы государственной политики в области экологического развития Российской
Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012). //
Законодательная база Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL.

http://zakonbase.ru/content/base/265665


(дата обращения: 20.05.2019).

[4]

Стратегия
экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв.
Президентом РФ 19.04.2017). // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/71330e43fc48d840d45e7c44eb8e184f03207692/
(дата обращения 20.05.2019).

[5]


Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ
(ред. от 29.05.2019) // Российская газета. 1996. № 114, 17 июн.; СЗ РФ. 2016. №
18. Ст. 2515.

 

 

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Рассмотренные модели институтов уголовной ответственности корпораций Франции
в целом, и Великобритании в части, применимы в отечественном законодательстве при
положительном решении вопроса о введении института уголовной ответственности
юридических лиц.

2) Сформированы устоявшиеся и явные предпосылки введения в России
уголовной ответственности юридических лиц, о чем свидетельствуют:

- переход к рыночной экономике; поддержание высокого темпа развития
социально-экономических отношений; интеграция в мировую экономическую систему и
как следствие появление колоссального количества новых субъектов правоотношений
– юридических лиц;

- совершение юридическими лицами противоправных деяний, в том числе
антиэкологического характера, обладающих повышенной степенью общественной
опасности и наносящих серьезный, зачастую непоправимый ущерб объектам
окружающей природы;

- очевидная неэффективность применяемых в отношении юридических лиц в
рамках административного права санкций для предупреждения их незаконной
деятельности;

- участие Российской Федерации в международных соглашениях, предписывающих
странам-участницам принять меры по включению юридических лиц в число субъектов
уголовной ответственности.

3) Основанием наступления уголовной ответственности юридических лиц является
совершение от его имени и в его пользу деяния, имеющего уголовно-правовой
характер и соответствующие характер и степень общественной опасности.

4) Противоправные действия руководителя юридического лица, наделенного
соответствующими полномочиями, действующего от имени и в пользу юридического
лица привязаны к действиям организации, при этом уголовную ответственность
юридического лица в тех случаях, когда руководитель действовал исключительно в
личных интересах исключается. 

5) Вина юридического лица определяется на основе субъективистской
концепции вины, то есть путем отождествления действий руководителя организации,
действующего от имени и в пользу юридического лица, при этом для привлечения
юридического лица к уголовной ответственности за экологическое преступление
достаточно следующих условий: а) незаконной природоохранной деятельности
конкретного юридического лица; б) наличии вреда в сфере охраны окружающей
среды; в) причинно-следственной связи между ними.

6) В качестве состава системы преступлений в данной работе рассмотрены
преступления против экологической безопасности, в свою очередь система
наказаний, применимых к юридическим лицам включает в себя штрафные санкции,
лишение права заниматься определённым видом деятельности и ликвидация.

7) Результаты исследования позволили сформулировать ряд предложений по
дополнению и изменению Уголовного кодекса РФ.

1. Уголовная ответственность юридических лиц в международном праве и зарубежном законодательстве нового времени
1.1. Международно-правовое регулирование уголовной ответственности юридических лиц
Международно-правовое регулирование уголовной ответственности юридических лиц берет свое начало в далеком 1929 году. Тогда организованный в рамках Международного конгресса по уголовному праву съезд полностью поддержал инициативу легализации названного института.
Позднее, в 1945 году, в ходе Нюрнбергского процесса американской стороной обвинения было указано на необходимость привлечения к ответственности наряду с обвиняемыми и организаций, которые они возглавляли, назвав при этом освобождение этих организаций от ответственности куда большей катастрофой, чем оправдание сидящих на скамье подсудимых. В результате чего в Устав Международного военного трибунала, в статьи 9 и 10 были внесены соответствующие изменения, предусматривающие возможность признания организаций преступными .
В 1978 году Европейским комитетом по проблемам преступности Совета Европы, в состав которого входит Российская Федерация, странам-участницам были даны рекомендации относительно признания юридических лиц в качестве субъектов уголовной ответвенности, в том числе за экологические преступления.
«Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию», принятая в рамках Совета Европы в 1999 году, в статье 18 касается уголовной ответственности юридических лиц, в частности названная статья обязывает стран-участниц, в целях обеспечения привлечения юридических лиц к уголовной ответственности принять соответствующие нормативно-правовые акты .
Также, в рамках Совета Европы принята Конвенция от 2005 года «О предупреждении терроризма», содержащая рекомендации странам-участницам данной Конвенции по закреплению на законодательном уровне института уголовной ответвенности юридических лиц .
Особо следует отметить немаловажный документ, прямо относящийся к рассматриваемой проблеме, принятый под эгидой Совета Европы, а именно Рекомендации № (88)18 Комитета Министров стран-членов Совета Европы об ответственности юридических лиц за правонарушения, совершенные ими в результате хозяйственной деятельности. Названный акт обусловлен растущим числом правонарушений уголовного характера допущенных в результате деятельности юридических лиц, наносящих крупный ущерб объектам окружающей природы.
В указанных рекомендациях принимается во внимание наличие проблем при законодательном закреплении уголовной ответственности юридических лиц в большинстве стран-участниц, ввиду чего с целью преодоления и решения этих проблем и, чтобы предприятия несли как можно больше ответственности, следует должным образом подвергать их наказанию за деяния, выходящие за рамки действующего законодательства, предупреждать и пресекать их противоправную деятельность, а также взыскивать нанесённый ущерб следует в том числе налагать уголовную ответственность на предприятия в тех случаях, когда этого требует характер совершенного правонарушения, его последствия для общества и государства и необходимость предотвращения дальнейших подобных правонарушений. В свою очередь наложение ответственности на предприятие не должно освобождать от ответственности физические лица, выполняющие управленческие функции, действия которых и привели к пагубным последствиям.