или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Диссертации |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 80 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 18.11.2016 |
Количество просмотров: | 1071 |
Рейтинг работы: |
(фрагменты работы)
Введение
Актуальность исследования. Приход детей в школу знаменует этап завершения дошкольного детства и их вступление в школьную жизнь. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности.
Этот этап в жизни ребенка действительно изменяет весь повседневный ход его жизни. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности.
Первоклассник должен вставать в строго определенное время, идти в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков. Несомненно, у младшего школьника на начальном этапе обучения, меняется и его место в системе общественных отношений, то есть изменяется весь уклад его жизни, также возрастает его психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям.
Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает сама школа и школьное обучение.
Такие исследователи, как М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников. Так, психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно, детей шести лет, трудна адаптация к школе, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Ведь, школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса.
В современном мире, у детей, пришедших только в школу и плохо адаптировавшихся или вовсе неадаптированных к условиям школьной жизни, наблюдаются неблагоприятные изменения функционального состояния центральной нервной системы, резкое снижение учебной активности, работоспособности, а также высокий рост заболеваемости в первое полугодие, успешность адаптационного процесса, несомненно, влияет на успеваемость ребенка в школе.
От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка и качество образования.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что необходимость изучения проблемы школьной адаптации в младшем школьном возрасте в наше время становится все более актуальной.
Проблема исследования. Процесс адаптации играет большую роль для дальнейшего успешного обучения детей младшего школьного возраста, формирования их эмоциональной среды, успешного общения со сверстниками, адекватной самооценки и физического развития. Все это объясняет необходимость изучения и оценки успешности школьной адаптации, а так же повышения ее уровня.
Цель работы: исследование и оценка школьной адаптации учащихся младшего школьного возраста, составление методических рекомендаций, способствующих формированию и повышению уровня школьной адаптации и учебной мотивации у детей данной категории.
Объект исследования: адаптация учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: изучение и оценка школьной адаптации учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что успешность и эффективность школьной адаптации достигнет более высоких результатов, если будет оказываться своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся младшего школьного возраста, а так же организованы условия для обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей для каждого ребенка.
В соответствии с объектом, предметом, поставленной целью были определены следующие задачи:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Определить методы и приёмы диагностики и исследования процесса школьной адаптации учащихся младшего школьного возраста.
3. Изучить и оценить процесс школьной адаптации учащихся младшего школьного возраста.
4. Разработать методические рекомендации, направленные на формирование благоприятной психологической адаптации к школе у учащихся младшего школьного возраста.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованыметоды исследования, адекватные объекту и предмету исследования:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ психологической и педагогической литературы, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности детей, проведение опытно-экспериментальной работы.
3. Диагностические методики:
Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (анкета для родителей).
Методика Н.Г. Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности.
Диагностика готовности ребенка к школе по методике Керна – Йиерасека.
Проективная методика рисунок «Кактус» (графическая методика М.А. Панфиловой).
4. Методы количественного и качественного анализа полученных экспериментальных данных.
Организация исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 98» г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 20 детей 7 лет.
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось поэтапно.
Этапы эксперимента.
Первый этап включал в себя изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы и методологии исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач.
Второй этап – составление плана исследования; подбор диагностических методик, проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап – количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвертый этап – составление методических рекомендаций, направленных на формирование благоприятной психологической адаптации к школе у учащихся младшего школьного возраста. Систематизация и обработка данных, обобщение теоретических положений и экспериментальных выводов, корректировка текста диссертационной работы и ее оформление.
Теоретическая значимость определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях учебной мотивации и адаптации к школе учащихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость. Материалы исследовательской деятельности могут быть использованы психологами, педагогами и родителями в организации успешной школьной адаптации учащихся младшего школьного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (71источник), 5 приложений. Текст диссертации изложен на 80 страницах, иллюстрирован 4 рисунками, 3 таблицами.
Автором лично проведены: сбор материала, психологическая диагностика школьной адаптации и учебной мотивации, анализ результатов опытно-экспериментального исследования.
Похожие работы