или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Контрольные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Психология |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 07.01.2012 |
Количество просмотров: | 595 |
Рейтинг работы: |
В своей работе мы исходим прежде всего из того, что игра на протяжении дошкольного возраста, согласно Д.Б. Эльконину, является ведущим видом деятельности, который способствует развитию характерных именно для данного возраста новообразований. Следовательно, игра может быть использована для формирования таких социально-психологических предпосылок, которые обеспечивают успешное вхождение ребенка в новую для него социальную (учебную) действительность и составляют основу для полноценного развития его учебной деятельности и творческих способностей.
Объект исследования: готовность к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема.
Предмет исследования: развитие творческих способностей дошкольников как компонента готовности к школе в игровой деятельности.
Исходя из актуальности темы, объекта и предмета исследования определена цель работы: теоретически разработать и экспериментально обосновать систему развития творческих способностей дошкольников как компонента готовности к школе в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме готовности обучения к школе.
2. Рассмотреть психолого-педагогические условия развития творческих способностей дошкольников при подготовке к школе в игровой деятельности.
3. Разработать систему развития творческих способностей дошкольников на основе игровой деятельности и экспериментально обосновать ее эффективность.
(фрагменты работы)
Введение.................................................... 3
Глава I. Проблема готовности дошкольников к обучению в школе....... 6
1.1. Особенности психического развития дошкольников..... 6
1.2. Подготовка к школе как психолого-педагогическая проблема... 10
Глава II. Роль творчества в жизни ребенка............................ 26
2.1. Сущность творческих способностей у ребенка........... 26
2.2. Условия успешного развития творческих способностей............ 34
2.3. Роль игры в развитие творческих способностей дошкольников.. 43
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по подготовке к школе и развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры..........................................55
3.1. Организация исследования........................ 55
3.2. Методика развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности..........63
3.2. Результаты исследования и обсуждение полученных результатов..................67
Выводы........................................................... 73
Список литературы................................... 76
Приложение............................................................................ 83
Выводы
1. Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Изучение центрального психологического новообразования данного возрастного периода требует учета того обстоятельства, что в этом возрасте происходит смена ведущих деятельностей - сюжетно-ролевая игра уступает место учебной деятельности. Анализ игровой и учебной деятельности свидетельствует, что возможность принятия детьми учебных задач может служить одним из показателей психологической подготовленности ребенка к школьному обучению. Эта способность соответствует выделяемым Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым двум этапам в учебной задаче - принятию задачи и выделению и овладению общим способом ее решения.
2. Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой дея¬тельности различного рода. В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих спо¬собностей в дошкольном возрасте являются: развитие продуктивного творческого воображения, которое характе¬ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направлен¬ность; развитие качеств мышления, которые формируют творческие способности; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышле¬ния.
3. Игра может рассматриваться как условие развития творческих способностей у дошкольников. Хотя достаточным условием она становится тогда, когда взрослый осуществляет педагогическое руководство, создает эмоционально - положительную обстановку, не разрушает инициативу и свободу выбора ребенка. Для педагогического руководства в игре в целях развития творчества ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают использовать специальные методы, необходимые для развития творчества: метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянд и ассоциаций.
4. Экспериментальная методика предусматривала проведение игр на развитие творческих способностей с учетом следующих условий:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
- гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
- специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игре.
В организации игры мы следующие этапы овладения ребенком игровой деятельностью. На первом этапе ребенок должен уметь принять воображаемую ситуацию, созданную взрослым. На втором – выделить основные признаки: механизм возникновения воображаемой ситуации. На третьем этапе ребенок научается воссоздавать воображаемую ситуацию по заданным взрослым или другим ребенком существенным признакам.
5. В результате проведенной работы в экспериментальной группе существенно возрос процент детей (на 11,2%) на высоком уровне проявления творческих способностей, когда в контрольной группе увеличение наблюдалось только на 1,7%. По итогам педагогического эксперимента выявлено, что детям стало доступнее освоение способов комбинирования предложенных идей. Так, в совместной деятельности можно было наблюдать попытки детей придумать новый сюжет, решить «сложную» задачу, использовать свой опыт для решения задачи по-новому и т.д.
По результатам педагогического эксперимента можно отметить, что у дошкольников в обеих группах изначально было положительное отношение к обучению в школе. Но все же в экспериментальной группе, после педагогического эксперимента их число возросло на 14,1%, тогда как в контрольной только на 7,7%.
Таким образом, можно утверждать, что экспериментальная методика развития творческих способностей при подготовке к школе в процессе игровой деятельности является эффективной.
Похожие работы
Работы автора