или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Росдистант |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Дефектология |
Год сдачи: | 2022 |
Количество страниц: | 30 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.12.2024 |
Количество просмотров: | 11 |
Рейтинг работы: |
Проблема исследования: каковы особенности развития мышления у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями слуха?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить развитие мышления у детей 4-5 лет с нарушениями слуха.
Объект исследования: процесс развития мышления у детей 4-5 лет с нарушениями слуха.
Предмет исследования: уровень развития мышления у детей 4-5 лет с нарушениями слуха.
На основании сформулированной цели мной были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме «Развитие мышления у детей 4-5 лет с нарушениями слуха».
2. Изучить и подобрать методики диагностики развития мышления у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
3. Выявить уровень развития мышления у выбранных для исследования детей.
4. Проанализировать результаты проведенного исследования по теме «Развитие мышления у детей 4-5 лет с нарушениями слуха».
Гипотеза исследования: у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями слуха уровень развития мышления ниже, чем у сверстников без патологии слуха.
Для решения поставленных ранее задач в данной работе мной использовались следующие методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме «Развитие мышления у детей 4-5 лет с нарушениями слуха».)
- эмпирические (методики «Поиграй»; «Коробка форм»; «Дом животного». Адаптированный вариант методики В. Векслера.
- методы обработки полученных результатов (качественный анализ результатов исследования по выбранным методикам).
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы как педагогами-психологами, так и педагогами-дефектологами на этапе консультации, для проведения психокоррекционных работ в дошкольных учреждениях с детьми, имеющими нарушения слуха.
База исследования:
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две основные главы, заключение, список используемой литературы (17 источников), 1 приложение. В работе также имеются 2 таблицы.
(фрагменты работы)
Введение
В современном мире актуальность проблемы развития мышления у детей с нарушениями слуха заключается необходимости широкой социализации этих детей и их последующей интеграции в коллектив нормально слышащих детей, что становится возможным лишь при реализации новых подходов их обучению и воспитанию.
Изучением проблемы развития мышления у детей с нарушениями слуха занимались педагоги и врачи-психиатры уже с середины XIX века. Активное развитие российской сурдопедагогики напрямую связано с именами таких выдающихся ученых, как А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, В.И. Флери, работы которых содержат множество наблюдений, определений психологических особенностей людей с нарушениями слуха.
Слух способствует обширному и более полному восприятию окружающей среды. Слух «защищает» нас, позволяя определить на каком расстоянии находится движущийся предмет, узнать источник звука – музыкальный инструмент, автомобиль или шаги человека, определить погоду – шелест листьев на дереве при сильном ветре, звук капель дождя говорит о его интенсивности. Слуховое восприятие напрямую влияет на качество познания в практической деятельности, а также служит источником эстетического наслаждения. Звуки пения птиц, шума прибоя, мелодичные звуки музыки привлекательны и восхитительны для любого человека. Вполне очевидно, что проблема потери слуха пусть и не полной способна значительно усложнить жизнь человека, тем более если человек только в начале своего жизненного пути и его система взаимодействия анализаторов вынуждена меняться под действием отсутствия или искажения звучащего мира. [4, с. 34]
В настоящее время с развитием систем психолого-педагогической помощи детям с различными нарушениями слуха стало возможным их интегрированное воспитание и обучение в детских садах, в том числе общего профиля.
Глава 2 Экспериментальное исследование мышления у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями слуха
2.1 Организация и методы исследования мышления у детей 4-5 лет с нарушениями слуха.
Целью исследования является необходимость теоретически обосновать и экспериментально изучить развитие мышления у детей 4-5 лет с нарушениями слуха.
Для реализации данной цели исследования мной применялись следующие методы диагностики:
1. Методика «Поиграй».
2. Методика «Коробка форм».
3 Методика «Дом животного». Адаптированный вариант методики В. Векслера.
Базой исследований выбрана ……….. Поскольку в данном учебном заведении обучаются дети возраста от 7-8 лет с УО, для исследования были выбраны трое детей возраста от 7 и 8 лет с легкой и умеренной степенью умственной отсталости и сопутствующими нарушениями слуха разной степени.
1. Методика «Поиграй».
Задание направлено на выявление уровня развития игры, умения ребенка действовать с игрушками, выполнять ряд логически связанных действий, объединяя их в единый сюжет.
Оборудование: «кукла, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями буфет с набором посуды), строительный набор, машинка, мячик».
Проведение: «взрослый предлагает ребенку поиграть». «Если ребенок не начинает выполнять игровых действий, то взрослый сажает куклу за стол и накрывает его, расставляя посуду, просит ребенка о помощи, постепенно вовлекая его в совместную деятельность». «В тех случаях, когда ребенок отказывается от игры с куклой, взрослый предлагает поиграть с машинкой, нагружает в нее кубики и просит ребенка помочь ему перевезти кубики на ковер, там начинает с ним постройку забора вокруг домика». «Если ребенок не начинает участвовать в сюжетной игре, то ему предлагают выполнить несколько предметно-игровых действий (покатать машинку): взрослый толкает машинку к ребенку и просит его покатить также машинку ему». Оценка действий ребенка: интерес к сюжетным игрушкам, к сюжетной игре, характер действий (наличие неадекватных действий, предметно-игровых), умение выполнить ряд логически связанных игровых действий.
Результаты оцениваются в баллах. 1 балл — ребенок действует с игрушками неадекватно (тянет в рот либо кидает их); при обучении не стремится к совместным действиям со взрослым либо вообще не реагирует на игрушки. 2 балла — ребенок проявляет эмоциональные реакции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий; в процессе обучения отмечаются манипуляции и процессуальные действия с игрушками. 3 балла — ребенок проявляет интерес к игрушкам; самостоятельно может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий, но не может организовать сюжетную игру без помощи взрослого. 4 балла — ребенок проявляет интерес к игрушкам и может самостоятельно выполнить с ними ряд логически последовательных действий, объединяя их в единый сюжет.
2. Методика «Коробка форм».
«Методика направлена на выявление уровня развития ориентировки на форму — практического примеривания». «Оборудование: деревянная коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и десятью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей». Проведение: «Взрослый берет одну из фигур и бросает ее в соответствующую прорезь». «Затем предлагает ребенку опустить остальные». «Если ребенок не может найти нужную прорезь, а силой заталкивает фигуру, то следует провести обучение». «Педагог - психолог берет одну из форм и медленно показывает действия, прикладывая фигуру к разным отверстиям, пока не найдет нужное». «Затем дает ребенку другую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую». Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения;
Результаты оцениваются в баллах: «1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (берет игрушки в рот, бросает их)». «2 балла — ребенок принимает задание, но, выполняя его, использует хаотичные действия, иными словами, не соотносит фигуру с прорезью, а пытается силой затолкнуть ее в любую прорезь; в условиях обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к другому способу выполнения задания; отсутствует метод проб; к конечному результату безразличен». «3 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате». «4 балла — ребенок принимает и понимает задание; выполняет его методом практического примеривания или зрительного соотнесения; заинтересован в конечном результате».
Похожие работы