или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 63 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.06.2016 |
Количество просмотров: | 717 |
Рейтинг работы: |
Введение
1. Теоретические основы разностороннего развития детей младшего дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности.
1.1 Развитие игровой деятельности как психолого-педагогическая проблема
1.2 Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
1.3 Значение игровой деятельности для разностороннего развития детей младшего дошкольного возраста
2 Опытно - экспериментальная работа по разностороннему развитию детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
2.1 Диагностика исходного уровня разностороннего развития у детей младшего дошкольного возраста
2.2 Педагогические условия организации игровой деятельности для всестороннего развития младшего дошкольника
2.3 Сравнительный анализ опытно-экспериментальной работы по разностороннему развитию детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Заключение
Список использованных источников
(фрагменты работы)
Введение
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Младший дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий. Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола. Тихонов в своих письмах «Без адреса» проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игровая деятельность возникает после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых. Игра – дитя труда, который предшествует ей по времени [17, с. 201].
Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются все психические процессы. Также игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления),а также воображения как психологической основы творчества.
В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игровая деятельность в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития.
Игровая деятельность - наиболее доступный для детей дошкольного возраста вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В ней ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности ребенка. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В младшем дошкольном возрасте игре, как важнейшему виду деятельности, принадлежит огромная роль. Игра является эффективным средством разностороннего развития личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игровой деятельности реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
В отечественной психологии и педагогике богатые традиции изучения игры, опирающие на работы Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой , Д. Б. Эльконина [26].
Сегодня научный уровень исследования развития личности в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории Т. А. Марковой и Д. Б. Эльконина [26].
Учитывая важнейшее значение игры в жизни дошкольника, является целесообразным изучение особенностей игровой деятельности ребенка. Поэтому тема данной курсовой работы – «Разностороннее развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» - актуальна и практико – ориентирована.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на разностороннее развитие ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: теоретически обосновать влияние игровой деятельности на разностороннее развитие младшего дошкольника.
На современном этапе развития общества возрастает роль образования в становлении личности ребенка. Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, представляется актуальным поиск средств обеспечивающих развитие личности посредствам игровой деятельности.
Объект исследования: процесс разностороннего развития младшего дошкольника.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство разностороннего развития ребенка.
Гипотеза исследования: разностороннее развитие детей младшего дошкольного возраста будет протекать успешнее при организации игровой деятельности с использованием следующих педагогических условий:
Задачи исследования:
В связи с поставленными задачами нами были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез и обобщение при рассмотрении теоретического материала, а также метод сравнения при изучении различных источников.
Опытно - экспериментальной базой являлся Старошайговский детский сад, 14 детей, 2 воспитателя.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение
Как показал анализ психолого-педагогической литературы:
1.Для младшего дошкольника игра-ведущий вид деятельности. Игровая деятельность важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей, а значит и для разностороннего развития дошкольника. Наиболее актуальным для младших дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. Игровая деятельность должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.
2.Игровая деятельность -это основной вид деятельности младшего дошкольника,в ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Это-деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В развитии игры выделяются две основные стадии: воспроизведение логики реальных действий людей; моделирование реальных отношений между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка. В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка
3.Игровая деятельность есть разумная и целесообразная, планомерная, -координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но происходит изменение психики ребенка в целом.
4.Неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности)для личностного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
5.Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя-помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. В играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств. Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка.
Результаты проведенного контрольного эксперимента с использованием указанных выше диагностических методик убедительно продемонстрировали значительную роль игровой деятельности для разностороннего развития детей младшего дошкольного возраста.
Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению.
Похожие работы
Работы автора