Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Курсовые работы > Курсовые работы по культурологии > Русский космизм

Тема курсовой работы: Русский космизм

1500 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Курсовые работы
Категория: Культурология
Год сдачи: 2012
Количество страниц: 52
Оценка: 90
Рейтинг работы:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

РАЗДЕЛ 1. Космизм как феномен  в мировой культуре:  исторический подход

1.1  Мифологические истоки косизма. Эзотерический космизм………………..

1.2   Космическое сознание от Античности к Новому времени……………….

РАЗДЕЛ 2. Концептуальные представление о космизме в западной и русской культуре……………………………………………………………………………

2.1 Особенности космизма в западной философии…………………………….

2.2 Основные течения в философии «русского космизма». Культороло-гическая ценность работ Л.Н. Гумилёва …………………………………………

2.3  Компаративистский анализ русского и западного космизма……………

Выводы ………………………………………………………………………..

Список использованой литературы…………………………………………….

  Актуальность исследования  связана рядом факторов.

       Первый фактор связан, прежде всего, с тем, что человечество в поисках выхода из духовного кризиса обращается к идеям антропокосмизма, поэтому идеи русского космизма и космизм как феномен мировой культуры получают широкое распространение.

      Во-вторых, исследование мирового космизма дает возможность с позиций современной эволюционно-синергетической парадигмы по-новому подойти к исследованию человека, его связи с окружающим миром, смыслом и предназначением его существования.

     В-третьих, в русском космизме достаточно отчетливо осознавались не только зависимость от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий мир, обосновывались принципы нового отношения человека к природе; неявно, но довольно отчетливо звучала идея возможного экологического кризиса, свидетелями которого мы являемся.

      Четвертым фактором является то, что, философские взгляды Н.Ф. Фёдорова, П.А. Флоренского, В.С. Соловьёва и Л.Н. Гумилёва выступают как интуитивные прозрения, ставшие основой современной научной картины мира, работы данных авторов представляют особую ценность для развития культурологической мысли.

Важно отметить то, что космические идеи уходят к глубокой древности, претворяясь в различных умозрительных построениях космологической культуры. Культурно-исторические корни космизма обнаруживаются в мифологическом сознании, в истоках мировых религий, в философских идеях древневосточных и античных мыслителей. Космизм как мировосприятие, мироощущение имеет довольно длительную традицию, находит отражение в концептуальных построениях разных эпох. Интенсивное развитие получают космистские идеи в философских концепциях западных мыслителей XVIII-XIX столетий — Вико, Руссо, Гердера, Шеллинга, Гегеля и др. Образцом традиции космизма в мировой культуре выступает русский космизм.

Необходимо отметить, что феномен космизма в мировой культуре не ограничивается только «научно-философской» мыслью, как принято считать, а имеет многоуровневую структуру. Наиболее глубинный уровень – коллективное бессознательное в человеческой психике, где космизм проявляется в форме архетипа «космического человека», переживания единства с космосом (не только физическим, но и трансцендентным). Следующий уровень – трансляция этого архетипа в сферу универсалий культуры, из которой он проецируется на третий уровень – различных социокультурных феноменов: религию, науку, искусство, литературу и, наконец, в обыденное сознание разных стран и народов. Смыслы феномена космизма вариабельны и во многом зависят от контекста разных исторических эпох. Например, идея выхода человека в космос («покорение космоса») не могла возникнуть в культуре цивилизаций традиционного типа, а порождена культурой техногенной цивилизации. В современной  же культуре эта идея подвергается сомнению или даже отрицанию.

Особо нужно подчеркнуть тот факт, что идея связи человека и космоса в мировой культуре на протяжении веков была одной из центральных для мировоззренческо-философских размышлений, поэтому обращение к этим идеям носят особую актуальность и для формирования современных культурологических направлений .  Ее рассматривали почти все выдающиеся мыслители: мудрецы Востока, а на Западе – Платон и Демокрит-Эпикур, Дж. Бруно, Лейбниц, Уайтхед, Тейяр де Шарден. Концепции этих (и многих других) мыслителей несут в себе глубочайшие космические смыслы. Но их не принято относить к космизму, даже несмотря на то, что некоторых из них К. Э. Циолковский называл своими предшественниками. Напротив, философские концепции ряда русских мыслителей рубежа XIX-XX веков уже в наши дни стали обозначать термином «космизм» (хотя ни сам В. С. Соловьев, ни его последователи себя космистами не называли). Причина этого определяется социокультурными факторами нашего времени (выход человечества в космос, возрождение русской религиозной философии, поиски путей выживания цивилизации в условиях, приближающейся глобальной катастрофы)...... 

 Целью нашей работы является   сравнительный  анализ идей западного космизма и  концепции русского космизма.

В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи: 

  • определить специфику космизма как типа мировоззрения;
  • рассмотреть космизм как феномен в мировой культуре;
  • выявить древние (мифологические) истоки космизма;
  • показать связи космизма как с мифологией, религией, мистикой, так и с наукой, научно-техническим прогрессом;
  • проанализировать феномен «космического сознания»;
  • рассмотреть представления о космизме в западной культуре, проанализировать исторический подход;
  • рассмотреть развитие культурологических идей космизма;
  • выявить культурологическую ценность работ Л.Н.Гумилева;
  •  определить культурологические особенности зарубежного и русского космизма;
  • провести компаративистский анализ русского и западного космизма.

 

Структура исследования определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, четырёх разделов, разделенных на пункты, заключения, списка литературы. Список литературы состоит из … источников.