или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > ДРУГОЕ > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Литература |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 29 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 17.10.2016 |
Количество просмотров: | 1157 |
Рейтинг работы: |
В данной курсовой работе исследуется драматическое творчество М. Ю. Лермонтова, ключевые идеи, мотивы и образы его пьес ("Цыганы", "Испанцы", "Люди и страсти", "Странный человек", "Два брата", "Маскарад"), элементы автобиографизма, а также влияние западных и отечественных литераторов на драматургичский опыт поэта. Санкт-Петербург, СПбГУП.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Ранние драматические произведения М. Ю. Лермонтова 1829 — 1831 гг.
1. 1. «Цыганы» и «Испанцы» — первый драматургический опыт в творчестве поэта…………………………………………………………………………..…..6
Глава 2. Драма «Маскарад» — вершина социальной трагедии М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………………………....20
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………28
(фрагменты работы)
Введение Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) — личность, имеющая ключевое значение в истории русской литературы. Поэт, прозаик, драматург, художник, музыкант — за столь недолгую жизнь он успел оставить после себя огромное культурное наследие, которое не теряет своей художественной ценности и актуальности по сей день. Его творчество — бесценный сплав гражданских, философских и личностных мотивов, отражающих насущные духовные, социальные, политические проблемы и потребности русского общества первой половины XIX века. Произведения Лермонтова оказали большое влияние не только на великих писателей и поэтов XIX — XX столетий (Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, В. В. Маяковского и др.), но и обогатили мировое искусство — музыку, живопись, театр и кинематограф. Известный прежде всего своей поэзией и прозой, М. Ю. Лермонтов практически не рассматривается широко изучающей его творчество публикой в качестве драматурга. Однако поэт успел оставить свой яркий след и в театральной сфере. Воспитанный в лучших традициях дворянского сословия, Лермонтов с детских лет оказался приобщенным к сценической культуре. Родные Михаила Юрьевича по материнской линии — Столыпины и Арсеньевы — высоко ценили театр, что привилось и юному Лермонтову. В детстве он часто слышал рассказы бабушки о крепостном театре ее отца, А. Е. Столыпина, считавшемся одним из лучших в Пензенской губернии. По воспоминаниям троюродного брата и близкого друга Лермонтова А. П. Шана-Гирея
[1]
, маленький Миша очень любил смотреть спектакли с марионетками, для которых пробовал сочинять пьесы и собственноручно мастерить куклы и декорации. В 1827 году, в письме к своей двоюродной тете, М. А. Шан-Гирей, тринадцатилетний Лермонтов писал: «Я…был в театре, где видел оперу «Невидимку
», ту самую, что я видел в Москве 8 лет назад; мы сами делаем Театр, который довольно хорошо выходит, и будут восковые фигуры играть; (сделайте милость, пришлите мои воски)»[2]
. То есть, театральные впечатления оказались для мальчика настолько яркими, что даже в пять лет он сумел воспринять и запомнить оперу. Увлечение сценой получило свое дальнейшее развитие уже в период обучения Лермонтова в Благородном университетском пансионе (1828 — 1830) и в Московском государственном университете (1830 — 1832), где на юного поэта оказали сильнейшее влияние романтические произведения Шиллера, Лессинга, Гёте, Шекспира, Байрона и др. В то время Михаил Юрьевич начал писать свои первые пьесы — неоконченное либретто для оперы «Цыганы», поставленной по одноименной поэме А. С. Пушкина (1829), «Испанцы» (1830 г.), «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти») (1830), «Странный человек» (1831), «Два брата» (конец 1835 — 1836). Наивысшим пиком драматургического творчества Лермонтова считается «Маскарад» (1835 — 1836), поставленный впервые в Александринском театре в 1852 году. Третьей редакцией этой пьесы является драма «Арбенин» (1836), хотя некоторые исследователи (В. Ф. Боцяновский[3]
) выделяют ее в качестве самостоятельного произведения. Таким образом, в данной курсовой работе перед нами стоит задача проанализировать основные драматические произведения М. Ю. Лермонтова и выявить в них:Объектом исследования является творчество М. Ю. Лермонтова, предметом исследования — его драматургические произведения 1829 — 1836 гг. Проблему курсового исследования можно обозначить как изучение драматургического наследия М. Ю. Лермонтова для раскрытия его литературно-художественной ценности и определения места в контексте всего творчества поэта. Степень научной разработанности проблемы исследования: заявленная проблема изучалась в некоторых научных, публицистических и энциклопедических источниках (М. А. Яковлев «М. Ю. Лермонтов — как драматург»
[4]
, С. Н. Дурылин «Лермонтов и романтический театр»[5]
, «Лермонтовская энциклопедия»[6]
и др.). Методы исследования: изучение научной, научно-публицистической литературы и электронных ресурсов, посвященных биографии и творчеству М. Ю. Лермонтова, анализ текстов произведений. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.[1]
Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987. Т. 6. С. 24.[2]
Лермонтов М. Ю. Письмо Шан-Гирей М. А., 1827. Полное собрание сочинений в пяти томах. М., Л., 1935—1937. Т. 5. С. 361.[3]
Боцяновский В. Ф. «Маскарад» Лермонтова // Еженедельник Петроградских государственных академических театров, 1922. № 7, с.15.[4]
Яковлев М. А. М. Ю. Лермонтов как драматург. Л., М., 1924. 260 с.[5]
Дурылин С. Н. Лермонтов и романтический театр. «Маскарад» Лермонтова: сб. ст. М., Л., 1941. С. 15-42.[6]
Мануйлов В. А. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. 784 с.Похожие работы
Работы автора