или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2022 |
Количество страниц: | 26 |
Оценка: | 95 |
Дата публикации: | 02.06.2022 |
Количество просмотров: | 208 |
Рейтинг работы: |
Введение |
3 |
Глава |
5 |
1.1 |
5 |
1.2 |
8 |
Выводы |
13 |
Глава |
15 |
2.1 |
15 |
2.2 Методические рекомендации по формированию экологической культуры
|
20 |
Выводы
|
22 |
Заключение |
23 |
Список |
25 |
Актуальность
исследования. На
сегодняшний день вопросу об экологическом воспитании и обучении детей уделяется
большое внимание. Это объясняется ухудшающимся с каждым годом экологическим
состоянием нашей планеты, например, проблемой энергопотребления, ограниченности
полезных ископаемых, но в первую очередь это связано с загрязнением окружающей
среды. Одной из первостепенных причин такого положения является как раз
экологическая необразованность человечества. Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту «освоение основ экологической
грамотности» имеет важное значение для детей и подростков. Таким образом,
государство ставит перед школой задачу научить подрастающее поколение
«элементарным правилам нравственного поведения в мире природы».
Приобретенные знания и умения в период обучения в
школе, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики,
получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к
своему здоровью и окружающей среде. В будущем это может повлиять на
оздоровление экологической обстановки в конкретном регионе и в стране в целом.
Цель исследования
– изучить процесс формирования экологической культуры школьников.
(фрагменты работы)
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры школьников
1.1 Сущность понятия «экологическая культура».
С точки зрения культурологии, экологическая культура - это отношение человека к природе, обеспечивающее сохранение окружающего мира, создание и поддержание благоприятных условий для существования в нем самого человека [3].
С точки зрения педагогики, экологическая культура — это гармоничное единение человека и природы. Экологически грамотный человек — это личность, которая не только имеет представление о рациональном природопользовании, но и заботится о процветании окружающего мира [13].
Чтобы добиться экологической образованности, необходимо овладеть определенными научными знаниями и умениями в вопросе об экологии. По мнению некоторых педагогов, именно школьный возраст является наиболее ценным в формировании экологической культуры человека.
У школьника развивается ценностное отношение к окружению, накапливается личный опыт взаимодействия с природой, что способствует развитию образной картины мира [1]
И.В. Цветкова обозначает три этапа формирования экологической культуры:
1) первый этап подразумевает умение словами выразить отношение к явлениям природы; здесь важное место занимает беседа педагога с учеником во время экскурсии на природе;
2) третий этап проявляется в осознанной деятельности школьника в решении экологических задач, в стремлении обогатить природные богатства; на данном этапе учащийся уже использует накопленные знания и умения на практике [5].
Об успешной сформированности экологической культуры личности учащегося можно судить в том случае, если:
- он соблюдает нормы поведения в окружающей среде и это стало его привычкой;
- он чувствует и выражает желание заботиться о растениях или животных;
- ребенок проявляет доброту, любовь, заботу, готовность помочь людям [7].
Добиться таких результатов возможно при условии, если ребенок в процессе обучения в школе усваивает экологические знания. Однако в конце XX — начале XXI вв. некоторые специалисты в области экологического образования (А.Н. Захлебный, Н.В. Мамедов, А.Ю. Либеров, Н.В. Добрецова, Н.Н. Моисеев, Л.П. Симонова и др.) предлагают делать больший акцент не на получение учащимися знаний, а на их практическую деятельность. Поэтому они считают необходимым уделять больше времени внеурочным и внеклассным занятиям [6].
Экологическая культура является показателем экологического сознания. Мерой её выступает экологическая этика, характеризующаяся заботой о природных условиях существования не только настоящего, но и последующих поколений.
Экологическая культура – результат экологического воспитания. Современные учёные расшифровывают понятие «экологическое воспитание» как процесс приобщения молодых людей к ценностям культуры – общей и собственно экологической – с целью перевода этих ценностей в личностно значимые и наращивания «экокультурного» опыта у каждого члена нашего общества.
Отсюда следует, что отношение современного человека к окружающей его природной среде – это категория нравственная, которая должна в нём формироваться с ранних лет. Бережное, ответственное отношение к природным объектам, основанное на убеждении, что человек неотделим от природы, что природные богатства принадлежат всему обществу, что результаты любых воздействий на природную среду необходимо соизмерять с возможными побочными последствиями этих воздействий на основе права, экологии, ландшафтоведения, – это одно из проявлений гражданской зрелости личности.
Похожие работы
Работы автора