Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Курсовые работы > Курсовые работы по психологии > Гендерные особенности социально-психологических характеристик социально-активной молодежи

Тема курсовой работы: Гендерные особенности социально-психологических характеристик социально-активной молодежи

700 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Курсовые работы
Категория: Психология
Год сдачи: 2011
Количество страниц: 53
Оценка: отлично
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Гендерные особенности социально-психологических характеристик социально-активной молодежи (Курсовые работы - Психология).

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретический анализ понятия гендер и проблема гендерных различий.

§1. Характеристика понятия гендер и типов гендерной 

идентичности…………...........................................................................................8

§ 2. Проблема гендерных различий в различных научных 

школах……………………………………………………………………………14

Глава II.Теоретический анализ социальной активности и рассмотрение ее в гендерном аспекте.

§1. Социальная активность как психологическая характеристика 

личности……………………………..................................................................21

§ 2.Гендерный аспект социальной активности .................................................26

Выводы .………………………………………………………………………….30

Глава IIIЭмпирическое исследование

§1.Организация эмпирического исследования………………………………32

§2.Описание результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………39

Выводы………………………………………………………………………… 48

Заключение……………………………………………………………………….51

Список литературы……...………………………………………………….........53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальная активность - сознательная, целенаправленная деятельность индивидов и социальных групп,ориентированная на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. Это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта. 

Социальная активность рассматривается как повышенное по сравнению с принятым в обществе или той или иной социальной группе участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо, таких как участие в общественных организациях и движениях, акциях, включенность в молодежные сообщества. 

Динамика развития общества, трансформация общественных отношений определяет потребность в постоянном обновлении социально-психологических знаний  о разных сторонах данного феномена. Особую актуальность вопросы социальной активности приобретают в связи с изучением «молодёжи как субъекта мирового развития». Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Особо актуальной становится данная область в связи с появлением детских и молодежных коллективных формирований. Участие в деятельности таких структур требует от юношей и девушек проявления определенных качеств и определяет путь их дальнейшего развития.

Так же каждый из нас приобщен к гендерной системе, которая регулирует наше поведение как людей, относящихся к тому или иному полу.

Гендерная система диктует «свои правила». Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения. Общая закономерность состоит в том, что мужчины воспринимаются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. О женщинах, напротив, говорят как о зависимых, кротких, слабых, боязливых, эмоциональных, чувствительных, нежных, мечтательных и суеверных. Эти стереотипы сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности, во многом искажают истинную картину. 

Сегодня положение радикально меняется. Половое разделение труда потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равноправными. Очень многие социальные роли и занятия вообще не разделяются на «мужские» и «женские». В современной ситуации развития общества женщины и девушки стали демонстрировать черты, которые свойственны не только феминному, но и маскулинному типу гендерной идентичности. Мужчины же начинают ценить в себе и других такие тонкие качества, как терпимость, способность понять другого, эмоциональная отзывчивость, которые раньше казались признаками слабости.

Как мы отмечали ранее, в последние годы все больше внимания уделяется развитию современной молодежи. Поэтому проблему нашего исследования мы решили сформулировать так: существует ли связь между типом гендерной идентичности и социально-психологическими характеристиками личности, принимающей активное участие в общественной жизни ВУЗА?

Цель исследования: изучить взаимосвязь между типом гендерной идентичности и социально-психологическими характеристиками личности, принимающей активное участие в общественной жизни ВУЗА.

Объект исследования: социально-психологические характеристики социально-активной молодежи.

Предмет нашего исследования: связь между типом гендерной идентичности и социально-психологическими характеристиками социально активной молодежи.

Задачи:

Теоретические:

1.            На основе анализа существующих теоретических источников провести исследование понятия гендер и проблемы гендер различий;

2.            На основе анализа существующих теоретических источников провести исследование понятия социальная активность и ее рассмотрение в гендерном аспекте;

3.            Выявить связь между типом гендерной идентичности и социально-психологическими характеристиками личности, принимающей активное участие в общественной жизни.

Методические: Подобрать комплекс методик, соответствующих теме исследования.

Эмпирические: 

1.           Выявить преобладающий тип гендерной идентичности социально-активной молодежи;

2.           Выявить взаимосвязь между типом гендерной идентичности и стилем межличностного общения;

3.           Выявить взаимосвязь между типом гендерной идентичности и направленностью личности;

4.           Выявить связь между направленностью личности и стилем межличностного общения.

Основная гипотеза:существует связь между типом гендерной идентичности и социально-психологическими характеристиками социально активной молодежи.

Методологические и теоретические основы исследования: Исследование проводилось на основе субъектно-деятельностного подхода , разработанного в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской и других, которые рассматривают психику не как отдельное самостоятельное явление, но неотъемлемую часть деятельности.

В нашем исследовании мы использовали:

1.           Авторская анкета, направленная на выявление социальной активности.

2.           Методика измерения гендерной идентичности, разработанная С. Бэм, адаптированная М.В. Бураковой и В.А. Лабунской, 1999.

3.           Методика диагностики межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири) Л.Н. Собчик, 1990.

4.           Определение направленности личности (ориентационная анкета) (Б.Басс).

 

Для статистической обработки данных применялась программа Statistica6.0. Критериями анализа были критерий различий Манн-Уитни и коэффициент связи признаков Спирмена.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивалась комплексным анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, использованием совокупности апробированных эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследования, корректным применением методов математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что  на теоретико-эмпирическом уровне раскрыто значение гендерной идентичности в формировании, проявлении и развитии социальной активности молодежи.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных знаний в практике привлечения молодежи к принятию управленческих решений разного уровня значимости.

База исследования: Исследование проходило на базе Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова, института педагогики и психологии. Исследование проводилось на выборке, состоящей из 30 студентов, которые принимают активное участие в жизни ВУЗА. Из них 14 юношей и 16 девушек.

Глава 1 Теоретический анализ понятия гендер и проблема гендерных различий
§1. Характеристика понятия гендер и типов гендерной идентичности
Определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины, возникновения которых еще не известны. Проблема в том, что причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, так и социальными факторами (Р. Унгер, 1979).
Иногда слова «гендер» и «пол» и их производные иногда употребляются как синонимы, их различение имеет принципиальное значение. По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет – естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет – исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определенные свойства, придавая им символическое значение.
Пол (sex) – системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер (английское gender, от лат. gens – род)– социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества (Игорь Кон, 2009). Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.