или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Новосибирск > Новосибирский государственный педагогический университет |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2023 |
Количество страниц: | 32 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 27.06.2023 |
Количество просмотров: | 143 |
Рейтинг работы: |
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВЯЗИТЕМПЕРАМЕНТА И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ5
1.1 Психологические представления о темпераменте5
1.2 Психологические представления о коммуникативных умениях11
1.3 Психологические представления о связи темперамента и коммуникативных умений16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА ВЫБОРКЕ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ18
2.1 Организация и планирование исследования18
2.2 Представление результатов исследования20
2.3Обсуждение результатов исследования22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК28
ПРИЛОЖЕНИЕ А29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б30
ПРИЛОЖЕНИЕ В32
Актуальность исследования: в настоящее время активно развивается масштаб использования коммуникативных способностей и умений, поскольку распространение спектра их использования растет: появляется все больше новых профессий, где требуются навыки общения, а именно их правильное использование, например, сфера коучинга и блогерства. Также,растут возможности для общения, а именно пространство сети Интернет - многочисленные социальные сети, набирая обороты в использовании, вынуждают человека всё чаще демонстрировать свои умения в построении коммуникации, подстраиваясь под разных собеседников, будь то неформальное общение с друзьями и знакомыми или же общение, обусловленное формальностями рабочих отношений. В обычной повседневной жизни каждый человек не может обойтись без общения с другими людьми. При таком обилии средств коммуникации поднимается важный вопрос: что влияет на взаимодействие людей друг с другом, на их ежедневное общение? Безусловно, каждый человек уникален и обладает набором различных личностных качеств, умений и навыков. Большинство из них является продуктом социализации, воспитания и самовоспитания, но также существуют аспекты, являющиеся врожденными. Вследствие этого, как один из ведущих факторов проблемы построения коммуникации можно рассмотреть влияние темперамента.
(фрагменты работы)
Важным аспектом в изучении специфики темперамента является разработанная Русаловым специальная теория индивидуальности, в которую он включает несколько положений. В одном из положений Русалов отмечает существование в индивидуальной психике человека содержательного и формально-динамического аспектов. Содержательный аспект включает в себя знания, цели, различные мотивы, то есть черты и свойства индивидуальной психики, которые формируются во взаимодействии человека с обществом и предметным миром. Формально динамический аспект формируется независимо от целей и мотивов в результате обобщения психофизиологических характеристик деятельности, так как существует врожденное постоянство индивидуальных биологических компонентов. Таким образом, соотносятся лишь формально-динамические свойства психики с биологическими свойствами. Вторым положением специальной теории индивидуальности выступает характеристика вышеупомянутого формально-динамического аспекта. В его основе лежит взаимосвязанная совокупность всех биологических подсистем человека. Данные подсистемы неравнозначны в иерархии функциональных систем человеческого организма: «Так, коэффициенты корреляции между характеристиками темперамента и свойствами нервной системы в целом выше, чем между темпераментом и свойствами соматической (телесной) организации» [13, c. 50]. Выделению того или иного психологического образования посвящено третье положение. С точки зрения Русалова, общность нейрофизиологических, структурных и функциональных свойств человека позволяет нам понять, что речь идет о темпераменте. Именно в данном положении Русалов отмечает, что формально-динамические характеристики, в том числе темперамент формируются в процессе деятельности, но также под влиянием биологических факторов. Четвертое положение говорит о том, что многие свойства личности, психические структуры основываются на темпераменте. Однако, как отмечает Русалов, темперамент можно рассматривать и как самостоятельный уровень индивидуальности. Пятое положение специальной теории индивидуальности раскрывает роль формально-динамических особенностей психики в деятельности. Они выступают как ее предпосылки и условия, как динамика и стиль, а также влияют на конечный результат.
Таким образом, мы делаем вывод, прежде всего, о происхождении темперамента, как одной из составляющих формально-динамических характеристик. Он имеет биологическую основу, соотносится с биологическими свойствами организма, а именно с интегрированной совокупностью данных свойств. Не исключается и влияние деятельностного компонента на формирование формально-динамических образований, как еще один аспект процесса интегрирования биологических факторов. Данное влияние можно наблюдать в сменяющихся типах деятельности (игра, учеба, труд). Формально-динамические свойства не являются строго фиксированными, они формируются, перестраиваются и изменяются в процессе развития человека.
Похожие работы