Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Курсовые работы > Курсовые работы по психологии > Влияние семейных отношений на личностное развитие ребенка
Влияние семейных отношений на личностное развитие ребенка

Тема курсовой работы: Влияние семейных отношений на личностное развитие ребенка

1800 ₽
Купить за 1800 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: ВГПУ
Тип работы: Курсовые работы
Категория: Психология
Год сдачи: 2012
Количество страниц: 29
Оценка: 5
Дата публикации: 26.03.2024
Количество просмотров: 33
Рейтинг работы:
Описание работы

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические аспекты семьи и семейных
отношений………...…..5
1.1. Понятие семьи……………………………...…………………………………5

1.2. Функции
семьи………………………………………………………….......8
1.3. Типы семейных отношений ……………………………………………......11
1.4. Влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка…14

Глава II. Исследование влияния родительского отношения
на психическое развитие детей……………………………………………………………………19
2.1. Организация и методы исследования.......................................................19
2.2. Диагностика полученных результатов…………………….………………20
2.3.Рекомендации………………………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………26

Приложение………………………………………………………………………27

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Введение. Актуальность исследования.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влия¬ющих на становление личности ребенка, так и для органи¬зации воспитательной практики. О значимости данной про¬блемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевио¬ризм или гуманистическая психология, не обошли внимани¬ем эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.
Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития.
Формирование личности особенно активно идёт именно на стадии раннего онтогенеза (детство и отрочество). Влияние семьи в этот период особенно результативно (как положительно, так и отрицательно). Ценностные поведенческие установки, приобретённые в подростковом возрасте, у многих людей сохраняются на долгие годы.
Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития.
Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка - его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям.
Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.
Тема «Взаимоотношения в семье как фактор развития личности ребенка» достаточно актуальна так, как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Отличительной чертой воспитательной работы является то, что человек находит в ней ни с чем несравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Вопросами семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на личность ребенка занимались такие учёные, как А.Я. Варга, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А. Реан, Шнейдер, Дружинин.
Цель: рассмотреть влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка.
Объект: взаимоотношения в семье.
Предмет: взаимоотношения в семье как фактор развития личности ребенка.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Дать социально-психологический анализ семьи.
2. Раскрыть особенности взаимоотношений детей и родителей.
3. Провести исследование влияния взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка.
Методы исследования:
• Анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 14 источников и приложения. Общий объем работы 26 страниц. В курсовой работе отражены различные аспекты психологии детс¬ко-родительских отношений. В первой части рассматрива¬ется природа родительского отношения, подходы к его ис-следованию, раскрываются основные структурные компо¬ненты и детерминанты родительского отношения. Во второй части рассматриваются возможные влияния роди¬тельского отношения на личностное и когнитивное разви¬тие ребенка, а так же на возникновение нарушений психи¬ческого развития.
Глава I. Теоретические аспекты семейных отношений.
1.1. Понятие семьи.
Семейные отношения - это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Семейные отношения охватывают субъективное время индивида, личную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции [11; 176с].
Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.
Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.
Согласно определению из словаря: «Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [7;608с].
Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья - это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики:
Семья - ячейка (малая социальная группа) общества.
Семья - важнейшая форма организации личного быта.
Семья - супружеский союз.
Семья - многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т.д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
По определению В.В. Столина, семья - это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия» [1;7с].
Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них [8; 72с].
Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для нее:
– наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;
– частичное различие в интересах и установках членов семьи;
– наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
– включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;
– отсутствие в семье связи совместной деятельностью, как в других группах;
– многосторонность и значимость семейных отношений, их взаимосвязь;
– особая открытость, уязвимость членов семьи.
– поверхностный, или межличностный, уровень (отражает эмоциональную привлекательность членов семьи, психологическую совместимость);
– уровень отношений членов семьи к ее функциям, целям и перспективам (представляет ценностно-ориентационное единство семьи);
– уровень выявления сущности сплоченности семьи (показывает устойчивость семьи к деструктивным, разрушающим ее воздействиям).
Таким образом, семья является частью более широкой социальной сети и подвержена воздействию различных сил со стороны среды, в которой она существует, и со стороны людей, с которыми приходится иметь дело. Анализ причин социального и психологического благополучия или неблагополучия семьи требует изучения не только личностных качеств членов семьи, но и факторов социального окружения, правил и норм поведения, оказывающих решающее влияние на всю семейную систему [3].
Среди определения семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву [5,448 с].
Семью создает отношение «родители – дети», а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность – и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.
Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства – родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме [6, 336с.].

Купить за 1800 ₽