Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Курсовые работы > Курсовые работы по социологии > Системный подход в исследовании социально-экономических и политических процессов
Системный подход в исследовании социально-экономических и политических процессов

Тема курсовой работы: Системный подход в исследовании социально-экономических и политических процессов

330 ₽
Купить за 330 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Курсовые работы
Категория: Социология
Год сдачи: 2011
Оценка: 5
Дата публикации: 08.11.2011
Количество просмотров: 386
Рейтинг работы:
Описание работы

Содержание.

Введение. 3
Глава 1. Теоретико – методологическое обоснование системного подхода в науке. 5
1.1.Сущность и содержание системных исследований. 5
1.2.Специфика системного подхода в исследовании социально – экономических и политических процессов. 8
1.3. Значение системного подхода в практике исследования социально – экономических и политических процессов. 12
Глава 2.Социально – экономические и политические как объект системных исследований. 16
2.1. Понятие и элементы социально - экономических и политических процессов. 16
2.2. Классификация социально – экономических и политических процессов. 21
2.3. Этапы исследования управляемости социально – экономических и политических процессов. 24
Заключение. 27
Список использованной литературы. 29

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Введение.

Современное общество представляет собой сложную развивающуюся систему, обладающую определенными признаками, структурой, функциями, закономерностями развития, проходящего различные этапы. Подсистемы и элементы общества, взаимодействуя друг с другом и оказывая влияние друг на друга, обеспечивают целостность и устойчивость его развития как единой сложно структурированной системы.

Эта тема довольно актуальна так как происходит интенсификация процессов обще¬ственной жизни и значительно возросла потребность в глубоком, об¬стоятельном научном анализе всех аспектов управления системами и процессами, включая нахождение оптимальных решений.

Создание методологии исследования систем управления, кото¬рая соответствовала бы сложной системе организации современного общества или, что то же самое, организация современного общества как целесообразно структурированной и внутренне взаимосвязанной системы и есть глобальная проблема, охватывающая и науку, и прак¬тику, и образование.

Эффективным средством исследования управления является системный подход. Его существенным преимуществом является то, что он позволяет преодолеть ограниченность, свойственную другим теоретическим подходам в менеджменте, концентрирующим внимание на одном или нескольких аспектах организации, и исследовать любой объект как “открытую систему”, постоянно взаимодействующую с внешней средой.

Изучение системного подхода в исследовании социально-экономических и политических процессах мало разработана. Однако следует отметить работы Аверьянова А.Н., Анфилатова В.С., Архипова Н.И., Игнатьевой А.В., Максимцова М.М., посвященные данной проблеме. Бесспорно, продуктивными и полезными являются исследования Карповой Т.П., Карася Л.Ю., Короткова Э.М., Красовского Ю.Д., Малина А.С., Мащенко В.Е., Морозова Ю.П., Гаврилова А.И., Городнова А.Г.

Основной целью данной работы является анализ системного подхода в исследовании социально – экономических и политических процессах.

Поставленная цель обусловила и главные задачи исследования, которые формулируются следующим образом:

- Охарактеризовать основные подходы в системном исследовании, определить сущность системного подхода.

- Раскрыть значение системного подхода в практике исследования социально – экономических и политических процессов.

- Изучить понятие и элементы социально - экономических и политических процессов.

- Рассмотреть этапы исследования управляемости социально – экономических и политических процессов.

Объектом курсовой работы является системный подход, а предметом является социально-экономические и политические процессы.





Глава 1. Теоретико – методологическое обоснование системного подхода в науке.

1.1.Сущность и содержание системных исследований.



Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в:

а) распознавании проблем и ситуаций;

б) определении их проис¬хождения;

в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения .

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

В современном управлении исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, — главным фактором повышения эффективности управления. Исследование — это не только функция современногоуправления, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

Термин «системные исследования» означает метод исследования, при котором не предполагается глубокое погружение в отдельные физические явления, а подразумевается общее понимание поведения сложных физических систем, состоящих из множества отдельных явлений, и изучение связей и взаимодействия между компонентами таких систем. Характерная цель такой работы — добиться единого понимания изначально сложных процессов, состоящих из множества явлений, объяснение которых требует привлечения многих научных дисциплин.

Эти системные исследования сами по себе могут и не быть исследованием системы, т.е. изучением систем, состоящих из многих частей. Ученый, практикующий системный метод, заинтересован в понимании одной системы — например, Земли как системы, в то время как тот, кто изучает науку о системах, или сложные системы, ищет принципы, применимые ко всем этим системам.

Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики (свойства), а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.

В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системо-образующими, интегративными связями рассматриваемого объекта.

Специфика системного исследования определяется не усложнением методов анализа (в известном смысле эти методы могут даже подвергаться упрощению), а выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения, новой ориентации всего движения исследователя .

В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта и характеризуется следующими положениями:

1. При исследовании объекта как системы описание элементов не носит самодовлеющего характера, поскольку элемент описывается не как таковой, а с учетом его места в целом.

2. Один и тот же материал, субстрат, выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения. Одним из появлений этого является иерархичность строения систем, причем тот факт, что все уровни иерархии «выполнены» из одного материала, делает особенно трудной проблему поиска спе¬цифических механизмов взаимосвязи различных уровней (плоскостей) системного объекта. Конкретной (хотя, может быть, и не единственной) формой реализации этой взаимосвязи является управление. Именно поэтому проблема управления возникает в любом системном исследовании.

3. Исследование системы оказывается, как правило, неотделимым от исследования условий ее существования.

4. Специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого.

5. Как правило, в системном исследовании оказываются недостаточными чисто причинные (в узком смысле итого слова) объяснения функционирования и развития объекта; в частности, для большого класса систем характерна целесообразность как неотъемлемая часть их поведения, а целесообразное поведение не всегда может быть уложено в рамки причинно-следственной схемы.

6. Источник преобразований системы или ее функции лежит обычно в самой системе, поскольку это связано с целесообразным характером поведения систем, существеннейшая черта целого ряда системных объектов состоит в том, что они являются не просто системами, а самоорганизующимися системами. С этим тесно связана и другая особенность, присущая многим системным исследованиям: в этих исследованиях нередко приходится допускать наличие у системы (или ее элементов) некоторого множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов .

Купить за 330 ₽