или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Магистерская диссертация |
Категория: | Право и юриспруденция |
Год сдачи: | 2020 |
Количество страниц: | 104 |
Оценка: | Отлично |
Дата публикации: | 02.12.2021 |
Количество просмотров: | 403 |
Рейтинг работы: |
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМ
СУДОПРОИЗВОДСТВЕ». 11
1.1 Международная нормативная база, закрепляющая
стандарты защиты прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. 11
1.2 «Гарантированные права несовершеннолетних, предусмотренные
международными актами и законодательством Республики Молдова». 20
1.3 Международные правовые основы обеспечения прав несовершеннолетних
в уголовном судопроизводстве. 29
ГЛАВА 2 «ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ». 35
2.1 Осуществление защиты
несовершеннолетних обвиняемых в законодательстве Республики Молдова и
зарубежных стран. 35
2.2 Участие педагога или психолога
при уголовном преследовании в отношении несовершеннолетнего обвиняемого. 44
2.3 Роль офицера по уголовному
преследованию в обеспечении прав несовершеннолетнего обвиняемого. 49
ГЛАВА 3. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО. 52
3.1. Личность несовершеннолетнего
правонарушителя. Криминалистическая характеристика и методика расследования
преступлений, совершенных несовершеннолетними. 52
3.2. Социально-демографические
признаки несовершеннолетнего правонарушителя как объекта криминалистического
исследования. 71
3.3. Тактические приёмы, используемые
в процессе подготовки и производства допроса несовершеннолетнего обвиняемого. 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 94
БИБЛИОГРАФИЯ.. 97
Особенную актуальность приобретает
повышенное внимание в науке и на практике к обеспечению прав
несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется уголовное преследование.
Это обусловлено тем, что, во-первых, в силу объективных и субъективных причин
подростки, вступившие в конфликт с уголовным законом, не могут самостоятельно
реализовать свои права в должной степени. Во-вторых, именно в
уголовно-процессуальной сфере, посредством деятельности органов, осуществляющих
уголовное преследование, ограничиваются, а зачастую и нарушаются права
указанной категории лиц.
Целью диссертационного
исследования является разработка научно обоснованных и практически значимых
рекомендаций, направленных на более полное обеспечение прав и законных
интересов несовершеннолетних обвиняемых.
Достижение указанной цели обусловило
решение следующих задач:
- в
теоретико-правовом аспекте осветить понятие «обеспечение прав
несовершеннолетних обвиняемых»,
- определить роль участников уголовного
судопроизводства в обеспечение прав несовершеннолетнего, в отношении которого
осуществляется уголовное преследование,
- определить факторы, способствующие
развитию преступности несовершеннолетних,
- изучить тактические приёмы при допросе
несовершеннолетнего обвиняемого,
- сформулировать и разработать
научно-практические рекомендации по совершенствованию норм уголовно-процессуального
законодательства, направленных на обеспечение прав несовершеннолетнего
подозреваемого, обвиняемого
(фрагменты работы)
3.1. Личность несовершеннолетнего правонарушителя. Криминалистическая характеристика и методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
На сегодняшний день можно заметить существенное изменение экономической и политической ситуации в стране, и на этой почве происходит расслоение общества на экономические категории по уровню социального достатка, что само по себе увеличивает число несовершеннолетних, совершающих преступления.
«Преступность несовершеннолетних — своеобразный индикатор социальной ситуации в стране. Этот вид преступности очень чутко реагирует на состояние общества. Рост преступности несовершеннолетних, как правило, свидетельствует о неблагоприятных социальных процессах, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона лицами юного возраста свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества» .
По данным Генеральной Прокуратуры Республики Молдова в 2018 году прокуроры возбудили в отношении несовершеннолетних 309 уголовных дел, тогда как за аналогичный период 2017 года было заведено 358 дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.
Как и в предыдущие годы, большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, входят в категорию преступлений против имущества – было возбуждено 184 уголовных дела за кражу.
В то же время было составлено 55 протоколов в отношении несовершеннолетних правонарушителей. В течение рассматриваемого периода было зарегистрировано три случая убийства, 32 случая грабежа, 6 преступлений сексуального характера, 3 случая умышленного причинения физического ущерба. За совершение серьезных, особо серьезных и исключительно серьезных преступлений с применением насилия прокуроры потребовали применения меры пресечения в виде ареста в отношении 12 несовершеннолетних .
Одним из самых главных элементов криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений является типовая характеристика личности несовершеннолетнего подозреваемого.
Относительно личностных качеств несовершеннолетнего преступника можно сказать, что они характеризуются возрастными особенностями, которые хотя и присущи всем несовершеннолетним, но не всегда преобладают в мотивации преступного поведения. В конкретных условиях они могут или усилить отрицательное влияние, или смягчить криминогенность ситуации. Примером могут служить такие качества, зависящие от возраста, как недостаточный жизненный опыт (вернее отсутствие такового), ошибочное формирование социальных директив, тяга к неформальным группировкам, стремление продемонстрировать свою независимость и т.д., что характерно именно в этом возрасте.
К 10-12 годам на основе восприятия у подростка формируются суждения по принципу «что такое хорошо, и что такое плохо». Они перенимают все от родителей, сверстников, из фильмов, бытовых ситуаций, свидетелями или участниками которых являлись.
К 14-16 годам на основе суждений у подростка складываются убеждения. Он убеждается в том, что хорошо и что плохо для него и/или окружающих. Убеждение — это его позиция. Подросток спорит, доказывает, выражает и отстаивает свою точку зрения. У него формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, отчего зависит и складывается круг его друзей, стиль поведения и внешний облик. В этом возрасте убеждения у подростка являются результатом его восприятия мира, того положительного или отрицательного, что было в его жизни, тех или иных конфликтных или разрешившихся ситуаций.
К 16-18 годам на основе суждений и убеждений формируется мировоззрение. Сформировавшееся мировоззрение с трудом поддается модификации.
Детство - возрастной период от рождения и до возмужания и является этапом роста и постепенного взросления. У человеческого существа самое длинное детство в сравнении с другими живыми существами, будучи отмеченным интенсивным интеллектуальным и социальным развитием. Например, установлено, что в возрасте от 4 лет ребенок аккумулирует 50% общей логической потребности, которой обладает 18-летний, и 80% - от 8-10-летнего. Детство подразделяется на три стадии:
1) от рождения и до 3 лет;
2) от 3 до 6-7 лет;
3) от 6-7 лет до возмужания.
Ребенок не обладает ощущениями в чистом виде, кроме как в первые дни жизни. Посредством движений он усваивает зрительное восприятие рельефа и форм, размеров и расстояний. С умственным развитием тесно связано развитие речи, посредством которой ребенок усваивает предъявляемые к нему требования. Речь прогрессивно развивается таким образом, что от 5-10 слов, произнесенных ребенком в возрасте 1 года, до 300- 400 в два года и более 800-1000 в три года, 1600-2000 в четыре года, 3000 в пять и более 3500 в шесть лет. Логическое осмысление ведет к росту объема памяти от 8 до 10 раз в школьные годы.
.........................
Доказывание по делам о преступлениях несовершеннолетних нуждается в расширении предмета доказывания по рассматриваемой категории уголовных дел.
Что касается экспертиз, которые проводятся применительно к несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым), то они непосредственно связаны с правовым положением, касающегося применения к ним уголовного наказания и других мер пресечения. Также, экспертизы зависят от характера психических нарушений, которые наблюдаются у несовершеннолетних, направленных на судебно-психиатрическую экспертизу. Указанная экспертиза проводится в соответствии с общими нормами производства судебно-психиатрической экспертизы, но в ней существуют и свои особенности, касающиеся возраста несовершеннолетнего, а также специфические правила, которые указывают на некоторые особенности законодательства и методологию обследования.
Основной проблемой методики расследования преступлений данной категории является сложность установки контакта между офицером по уголовному преследованию и несовершеннолетним правонарушителем. Именно установка такого контакта оказывает большое влияние на положительный результат расследования преступлений.
Похожие работы
Работы автора