или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Ответы |
Категория: | Дефектология, Педагогика |
Год сдачи: | 2023 |
Количество страниц: | 78 |
Оценка: | отлично |
Дата публикации: | 08.06.2023 |
Количество просмотров: | 173 |
Рейтинг работы: |
Перечень
примерных вопросов для подготовки к государственному экзамену
1. Раннее детство как
культурно-исторический феномен. Научные
исследования раннего развития в истории психолого-педагогического знания.
2. Современные научные представления о
закономерностях раннего развития. Вклад
П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина в изучение раннего детства.
3. Факторы, определяющие раннее
развитие. История изучения факторов,
определяющих развитие.
4. Социальная ситуация развития,
ведущая деятельность, новообразования в раннем детстве. Эпоха раннего детства по Д.Б. Эльконину.
5. Эпоха пренатального развития:
периоды, патогенные факторы, критические периоды. Науки, изучающие эпоху пренатального развития.
6.
Общая характеристика периода младенчества. Вклад М.И. Лисиной в изучении периода младенчества.
7. Общая характеристика периода раннего
детства. Характеристика периода раннего
детства в работах Э. Фрейда, Э. Эриксона, Ж. Пиаже.
8. Модели нарушений созревания в пренатальный
и перинатальный период. Методы
исследования, позволяющие выявить нарушения созревания в пренатальный и
перинатальный период.
9. Классификация моделей развития
психики ребенка в условиях дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому). История изучения психического дизонтогенеза.
10. Депривация в младенческом и раннем
возрасте. Вклад З. Фрейда, Д. Боулби,
3.М. Эйнсворт в изучение материнской депривации.
11. Характеристика младенцев групп
медицинского, генетического и социального риска возникновения отклонений в
развитии. Проявление неблагополучия
раннего развития ребенка в асоциальных семьях.
12. Причины нарушений развития в раннем
возрасте. История изучения нарушений
развития в раннем возрасте.
13. Современное состояние системы
комплексной абилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями
здоровья в Российской Федерации: проблемы
и пути развития.
14. Нормативное основание для разработки
системы ранней помощи: международный, федеральный, региональный уровень. Схема реализации ранней помощи в регионе (на
примере региона, который Вы представляете).
15. Служба ранней помощи в России:
современное состояние и исторический
аспект.
16. Межведомственное взаимодействие при
организации и оказании ранней комплексной помощи детям с отклонениями в
развитии и их семьям. Организационно-методические
основы ранней помощи в системе различных ведомств.
17. Кадровое обеспечение комплексной абилитации.
Повышение квалификации и подготовка
кадров для оказания ранней комплексной помощи детям и их семьям.
18. Комплексная оценка уровня развития
ребенка раннего возраста. Современный
психологический и педагогический инструментарий в аспекте раннего выявления
отклонений в развитии.
19. Модели ранней помощи, центрированные
на ребенке: исторический аспект
20. Модели ранней помощи, центрированные
на семье: исторический аспект.
21. Оказание ранней помощи в Западной
Европе. Деятельность центра раннего
вмешательства Пфальц-института слуха и коммуникации г. Франкенталь (Германия).
22. Оказание ранней помощи в США. Службы ранней помощи США, ориентированные на
помощь детям в семьях групп риска.
23. Особенности развития детей с
множественными нарушениями, рекомендации
по созданию развивающей среды для таких детей, требования к специалисту.
24. Цели, задачи и содержание работы с
детьми со сложной структурой дефекта и их родителями; методы и приемы работы с детьми со сложной структурой дефекта.
25. Программы ранней помощи детям с множественными
нарушениями. Алгоритм создания программы
ранней помощи детям с множественными нарушениями.
26. Программы комплексного обследования
детей младенческого и раннего возраста. Конструирование
программ комплексного обследованиядетей младенческого и раннего возраста
27. Методы ранней комплексной
диагностики. Методическое обеспечение
ранней комплексной диагностики
28. Организация ранней комплексной
оценки уровня развития ребенка в возрасте от рождения до трех лет. Поэтапная организация ранней комплексной
оценки уровня развития ребенка в возрасте от рождения до трех лет.
29. Программно-методическое обеспечение
абилитационных мероприятий ранней помощи. Программы
абилитационной помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушениями
развития и из групп риска возникновения нарушений развития.
30. Абилитационная педагогика как
область междисциплинарного знания. История
абилитационной педагогики.
31. Абилитационная сурдопедагогика. История изучения детей раннего возраста с
нарушениями слуха.
32.
Абилитационная тифлопедагогика. История
изучения детей раннего возраста с нарушениями зрения.
33.
Абилитационная педагогика при нарушениях умственного развития. История изучения детей раннего возраста с
нарушениями интеллекта.
34. Абилитационная педагогика при
нарушениях опорно‑двигательного аппарата. История
изучения детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
35.
Абилитационная педагогика при расстройствах аутистического спектра. История изучения детей раннего возраста с
расстройствами аутистического спектра.
36. Цель и задачи диагностики детей
младенческого и раннего возраста. Основные
подходы к комплексной диагностике детей младенческого и раннего возраста.
37. Методики диагностики детей раннего
возраста. Проблемы ранней диагностики
развития детей.
38. Ранняя комплексная профилактика
нарушений развития у детей. Профилактические
подходы во время наиболее уязвимых стадий развития ребёнка: критических,
переходных, сенситивных.
39. Комплексная абилитация неговорящих
детей раннего возраста. Вклад Ю.А.
Разенковой в изучение речевого развития детей раннего возраста.
40. Технологии помощи семьям, имеющим
детей с нарушениями развития.
Сопровождение семьи ребенка с нарушением
слуха как условие для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи.
41. Комплексный характер
психолого-медико-педагогической помощи детям с тяжелыми и (или) множественными
физическими и (или) психическими
нарушениями.
42. Программы ранней помощи. Конструирование программ ранней помощи.
43. Содержание индивидуальной программы
развития. Алгоритм разработки
индивидуальной программы развития (на примере любой нозологии).
44.
Программы ранней помощи детям с риском отставания в развитии. Алгоритм разработки программы развития ранней помощи детям с
риском отставания в развитии.
45. Современные научные подходы к
организации ранней комплексной помощи детям с нарушениями слуха. Технологии абилитационной сурдопедагогики.
46. Содержание программ ранней помощи
детям с нарушениями зрения. Конструирование
программ ранней помощи детям с нарушениями зрения.
47. Программы ранней
психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с
нарушениями зрения. Конструирование
программ психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста
с нарушениями зрения
48.
Раннее развитие детей с нарушениями зрения первых лет жизни. Методические разработки по раннему развитию
детей с нарушениями зрения первых лет жизни.
49. Современные научные подходы к
организации ранней комплексной помощи детям с нарушениями зрения. Технологии абилитационной тифлопедагогики.
50. Программы оценки состояния основных
функциональных областей развития детей, находящихся в группе риска умственной
отсталости. Разработка программ оценки
состояния основных функциональных областей развития детей, находящихся в группе
риска умственной отсталости.
51. Изучение уровня развития ребенка с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. Оценка
уровня развития ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
52. Методы выявления отклонений
онтогенетического развития с детьми раннего возраста с различными вариантами дизонтогенеза.
53. Признаки речевого дизонтогенеза у
детей от 0 до 3 лет.Логопедическое обследование
детей младенческого и раннего возраста.
54. Сенсорная интеграция в
логопедической работе с детьми с аутизмом. Использование
сенсорных особенностей детей с аутизмом и речевой деятельности
55. Ранняя помощь детям с аутистическими
расстройствами. Денверская модель раннего
вмешательства.
56. Уровни деформации внутрисемейных
взаимоотношений. Анализ проблем в семьях,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
57. Психологические особенности
родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов. Психологические портреты
родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов.
58. Семейное воспитание детей с
ограниченными возможностями здоровья. Модели
семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
59. Общее представление об абилитационной
компетентности родителей. Формирование
абилитационной компетентности родителей как залог успешной адаптации ребёнка к
жизни.
60. Обучение родителей, воспитывающих детей
раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Формы и методы обучения родителей,
воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов.
61. Междисциплинарная
команда специалистов при реализации комплексной абилитации. Консультирование детей и родителей как форма
предоставления услуг междисциплинарной команды специалистов служб ранней помощи.
62. Технология домашнего визитирования. Домашнее визитирование как одна из
эффективных форм реализации программ абилитации младенцев.
(фрагменты работы)
4. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования в раннем детстве. Эпоха раннего детства по Д.Б. Эльконину.
Социальная ситуация. Стремление к самостоятельному выполнению действий с предметами. Способ действия с предметом, образец принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется наличием системы «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый».
Ведущая деятельность. Предметно-манипулятивная деятельность. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Новообразования. Формирование «внешнего Я - сам», которое характеризуется появлением и развитием самооценки, самоуважения, самосознания. Развитие речи, для которой характерно: значительное увеличение словарного запаса; построение предложений; понимание смысловых связей между словами.
Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности усвоение общественно выработанных способов. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой. Овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь.
Эпоха раннего детства по Д.Б. Эльконину.
*Период новорожденности (0 - 1,5/2 месяца) Данная эпоха начинается с кризиса новорожденности. Кризис порождается противоречием между полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от близкого взрослого и отсутствием готовых форм общения. Разрешение кризиса происходит к 2 месяцам и связано с появлением индивидуальной психической жизни и потребности в общении (комплекс оживления).
*Младенчество (2-12 мес) Ведущ деятельность -эмоциональное общение со значимым взрослым. развивается мотивационно-потребностная сфера. Новообразования:ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей. Завершается кризисом 1 года, благодаря обретению возможности самостоятельно передвигаться, создается новая социальная ситуация развития.
*Ранний возраст (1 -3 лет). Ведущ деятельность - предметно-орудийная, внутри которой ребенок сотрудничает со взрослым в освоении новых способов действий с предметами, познает функции предметов.. формируются речь, мышление, внимание, память. Завершается кризисом 3 лет.
5. Эпоха пренатального развития: периоды, патогенные факторы, критические периоды. Науки, изучающие эпоху пренатального развития.
Пренатальный период – это период развития человеческого организма с момента зачатия до момента рождения. Длительность пренатального периода – примерно 266 дней, считая с момента зачатия.
В пренатальном развитии выделяют три периода:
-герминальный (От зачатия до 10–14-ого дня развития) - Быстрое дробление зиготы и первичная организация клеток, формирование бластулы. Имплантация бластулы в стенку матки. ,
-эмбриональный (До конца 8-й недели) - Структурное развитие зародыша. Дифференцировка клеток, начало выполнения ими специфических функций. Формирование основных органов и систем организма из зародышевого диска. Формирование внезародышевых частей из наружного слоя клеток бластулы.
-фетальный (до рождения) - Созревание плода, в основном, функциональное развитие всех систем организма.
Факторы пренатального развития. Неполноценное питание матери -дефицит белков и витаминов
Гипоксия, (нервно-психических нарушений); эндокринные заболевания матери. сахарный диабет, нарушение функций щитовидной железы, патология надпочечников; иммунологический конфликт (по резус-фактору), кровь матери резус-отрицательна, кровь плода – резус-положительна. к развитию гемолитической анемии с желтухой или водянкой и, как следствие, к гибели плода; Внутриутробные инфекции, вирусы. (краснухи, к аномалиям развития сердца, слуха, зрения, нервной системы или к гибели плода. (ветряная оспа, грипп, вирусный гепатит, туберкулез, сифилис, ВИЧ ); Бесконтрольное употребление лекарственных препаратов. ; никотин и алкоголь.
Первым критическим периодом пренатального развития является конец предымплантационного периода (6-7-й день), когда наблюдается кратковременный подъем чувствительности зародыша к действию патогенных факторов внешней среды.
Второй критический период развития приходится на период органогенеза и плацентации, а именно на первые три-шесть недель беременности. В это время в результате патогенного действия факторов внешней среды у плода в первую очередь поражаются те органы и системы, которые находятся в процессе дифференцировки. У различных закладок органов критические периоды не совпадают друг с другом по времени, поэтому действие негативного фактора обычно вызывает уродства различных органов и систем.
Период фетогенеза - Аномалии развития половых органов, нарушения функционирования отдельных органов и систем.
Науки, изучающие эпоху пренатального развития.
На современном этапе развития науки проблема фундаментальных закономерностей развития человека в период раннего онтогенеза детерминировала формирование новых направлений медицины, психологии и педагогики, которые послужили основой возникновении новых научных областей, таких как перинатология, система пренатального воспитания и абилитационная педагогика.
Перинатология — наука, занимающаяся изучением закономерностей внутриутробного развития плода в норме и в условиях патологии.
Система пренатального воспитания определяет комплекс разнообразных условий для включения ребенка в человеческое сообщество еще до рождения. Используется как обобщающие понятие для описания организационного, систематического и целенаправленого воздействия на пренатальную общность мать-плод – результат здоровый ребенок.
Абилитационная педагогика разрабатывает теорию и практику ранней комплексной помощи детям младенческого и раннего возраста, с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
обеспечивают решение задач:1) профилактика детской смертности (на ранних этапах развития);2) профилактика перинатальной патологии;3) профилактика детской инвалидности (снижение степени выраженности нарушений развития).
6. Общая характеристика периода младенчества. Вклад М.И. Лисиной в изучении периода младенчества.
Новорожденность – переходный этап.
Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.
Психическая жизнь. Мозг новорожденного продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения.
Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.
Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.
Младенчество
Ведущий вид деятельности: эмоциональное общение со взрослыми.
Особенности развития социальной сферы: физическая адаптация ребенка к условиям жизни: полная зависимость от матери.
Особенности развития двигательной сферы: двигательная расторможенность; нескоординированность движений рук, ног, глаз и головы; преобладание безусловных(врожденных) рефлексов (шагание, хватательный рефлекс, плавательный итд)
Особенности развития личностной сферы: преобладают рефлекторные эмоции(нахмуривание во сне, непроизвольная улыбка, плач) и биологические потребности в еде, сне, тепле и тд.
Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, формирует уравновешенность, чувство защищенности, познавательной активности.
Кризис 1 года - Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь. У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.
Вклад М.И. Лисиной в изучении периода младенчества.
Лисина Мая Ивановна открыла в отечественной психологии новый предмет — общение ребенка со взрослым — и новый подход к его научному исследованию. Считает потребность в общении самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. В качестве мотива общения выступает партнер по общению. Мотивы- познавательные, деловые и личностные. средства общения - экспрессивно-мимические движения, предметные действия и речевые операции. Каждая из выделенных форм общения характеризуется: 1) временем, 2) местом, 3) содержанием потребности, 4) ведущими мотивами и 5) средствами общения.
*для мла¬денчества характерно ситуативно-личностное общение: Оно зависит от особенностей сиюминутного вза¬имодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рам¬ками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты явля¬ются основным содержанием общения. Ребенка привлека¬ет личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.
-Ситуативно-деловая. Возраст — 6 месяцев до 3 лет. Место — общение как средство совместной предметной деятельности ребёнка со взрослым. Мотив — деловой
-Внеситуативно-познавательная. Возраст — 3 — 4 года. Мотив — познавательный (взрослый представляется как партнёр по обсуждению феноменов окружающего мира, источник знания).
-Внеситуативно-личностная. Возраст — 5 — 6 лет. Мотив — личностный (взрослый выступает как источник социально-нравственных норм, умений и знаний).
Похожие работы
Работы автора