или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Шпаргалки |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 18 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 26.10.2018 |
Количество просмотров: | 617 |
Рейтинг работы: |
В документе раскрыты все вопросы к экзамену по специальной педагогике.
(фрагменты работы)
1. Специальная педагогика — это теория и практика специального
(особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невоз¬можно образование в обычных педагогических условиях, опреде¬ляемых существующей культурой, при помощи общепедагоги¬ческих методов и средств.
Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей.
Как научная дисциплина наряду с обще педагогическими тер¬минами использует собственный понятийный аппарат.
Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной тео¬рии и практике.
В США понятие "special education" включает образование всех детей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе одаренных.
Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными воз¬можностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследст¬вие этого особые образовательные потребности.
Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо¬культурного, педагогического феномена). Специальная педаго¬гика охватывает весь жизненный цикл такого человека.
Предмет специальной педагогики — теория и практика специ¬ального образования.
1. Общие цели специальной педагогики:
✓ коррекция недостатка;
✓ его компенсация педагогическими средствами;
✓ абилитация и реабилитация.
Цели специфические:
✓ воспитание чувства собственного достоинства;
✓ преодоление чувства малоценности, маргинальности;
✓ формирование адекватных форм социального поведения и др. Конечная цель — достижение максимально возможной само¬стоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.
2. Задачи специальной педагогики:
✓ изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможно¬стей жизнедеятельности;
✓ обобщение передового педагогического опыта работы с лица¬ми, имеющими особые образовательные потребности;
✓ разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;
✓ прогнозирование развития нрвых образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
внедрение результатов научных исследований в практику спе¬циального образования;
3. разработка стандартов, учебников, концепций и программ для лиц с особыми образовательными потребностями;
4. исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений разви¬тия, комплексной помощи лицам с ограниченными возможно¬стями здоровья;
5. создание необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имею¬щими особые образовательные потребности.
2. Наиболее распространенные основания классификации наруше¬ний развития (по Н.М. Назаровой):
причины нарушений;
виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей
жизни.
Универсальной классификации в настоящее время нет.
Каждая предметная область специальной педагогики имеет Т свои, частные классификации.
Классификация по локализации нарушения в определенной сис¬теме организма:
%/ телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный ап¬парат, хронические заболевания);
сенсорные нарушения (слух, зрение);
нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нару- ,т шения движений, психические и речевые нарушения).
Классификация по причинам возникновения нарушения:
врожденное нарушение развития;
несчастный случай, стихийное бедствие;
%/ производственная травма;
»/ профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;
Дорожно-транспортное происшествие;
участие в боевых действиях;
экологическое преступление;
болезнь и пр.
Классификация по характеру нарушения позволяет выделить следующие категории лиц с ограниченными возможностями.
глухие (неслышащие);
слабослышащие;
позднооглохшие;
незрячие;
слабовидящие;
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
^ с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
»/ с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);.
*/ с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями);
с нарушениями речи (в том чибле тяжелыми);
со сложными недостатками развития.
Похожие работы
Работы автора