Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Северо-Осетинский государственный педагогический институт»
Факультет психолого-педагогический
Кафедра психологии
Отчет
Кондрашова Юлия Сергеевна
Обучающийся _________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Группа Бз-ПО3
Название практики: Производственная практика
Название организации (база практики)___________________________________________
Руководитель практики
От Института
____________________________старший преподаватель__________________________
(должность)
____________________________ _______Старченко В.В.___
(подпись) (Ф.И.О.)
Руководитель практики
От Организации
____________________________Психолог СПСО СОГПИ____________________
(должность)
____________________________ _Гасиева И.Т._______
(подпись) (Ф.И.О.)
Содержание
Введение
Анализ полученных данных
- Методика «Мотивация профессиональной деятельности»
- Методика «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности»
- Методика «Диагностика Межличностных отношений (Т.Лири)»
- Наблюдение и социометрия
- Эссе
Введение
Цель: овладение психологическими методами, методиками, систематизация и обращение полученной информации.
Задачи:
1) изучение социально-психологической структуры группы, межличностных отношений в группе, психологического климата в группе;
2) овладение основными практическими методами психодиагностики коллектива;
3) проведение анализа полученных данных психодиагностики и формулирование на их основе выводов и рекомендаций (характеристики коллектива).
Фактические данные об объекте практической работы. Учащиеся группы Б-ПО 3. В группе 17 человек (16 девочек и 1 мальчик). Фактически в опросах принимали участие 7 человек – девочки.
База практики СПСО СОГПИ. Сроки прохождения с 6 ноября по 3 декабря 2018 года.
Виды и формы проведенной работы. В ходе работы проводились работы по типу наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, опрос. Студентам были выданы несколько методик, на которые они дали ответы. После чего все данные были проанализированы и интерпретированы.
Анализ полученных данных
1. Методика «Мотивация профессиональной деятельности»
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Напомним, что о внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Итак, рассмотрим полученные результаты по группе, представленные в следующей таблице:
№ | ФИО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ВМ | ВПМ | ВОМ |
1 | Кулумбегова А.М. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4,00 | 4,00 | 4,00 |
2 | Тменова Д.Т. | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 4 | 4 | 4,00 | 3,00 | 1,00 |
3 | Дзгоева К.Э. | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3,00 | 1,67 | 3,00 |
4 | Скорописова Д.И. | 5 | 5 | 3 | 2 | 3 | 5 | 5 | 5,00 | 4,33 | 2,50 |
5 | Зотова Ю.В. | 5 | 4 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5,00 | 4,33 | 2,50 |
6 | Утиашвили М.Г. | 4 | 3 | 1 | 1 | 4 | 5 | 5 | 5,00 | 3,67 | 1,00 |
7 | Караева О.В. | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4,50 | 3,33 | 4,00 |
Среднее по группе | 4,36 | 3,48 | 2,57 | ||||||||
87,14% | 69,52% | 51,43% |
В группе у большинства респондентов преобладает внутренняя мотивация (4,36), Внутренняя мотивация — конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности, люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. При внутренней мотивации награду за свои действия человек, что называется, «имеет в самом себе»: чувство собственной компетенции, уверенность в своих силах и намерениях, удовлетворение от своего труда, самореализации. Внутреннюю мотивацию усиливает положительная обратная связь в форме похвалы, одобрения и т.п. Внешняя положительная мотивация в группе находится на высоком уровне (3,48). Внешняя положительная мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.
А внешняя отрицательная мотивация находится на уровне средней (2,57). Внешняя отрицательная мотивация — конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.
2. Методика «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности»
Данный опросник позволяет диагностировать качества, способствующие профессиональному личностному самоопределению преподавателя. При тестировании выбирайте номера тех вопросов, на которые вы даете положительный ответ, и записывайте их друг за другом в столбик.
Результаты, полученные в группе представлены в следующей таблице:
№ п/п | ФИО |
|
Работоспособность | Исполнительность | Коммуникативность | Адаптированность | Уверенность в своих силах | Уровень самоуправления | |
1 | Кулумбегова А.М. | 5 | 1 | 1 | 4 | 5 | 2 | 6 | |
2 | Тменова Д.Т. | 5 | 9 | 6 | 7 | 8 | 6 | 9 | |
3 | Дзгоева К.Э. | 5 | 3 | 6 | 6 | 4 | 5 | 5 | |
4 | Скорописова Д.И. | 5 | 10 | 8 | 8 | 7 | 7 | 9 | |
5 | Зотова Ю.В. | 5 | 5 | 4 | 9 | 6 | 7 | 8 | |
6 | Утиашвили М.Г. | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 5 | 2 | |
7 | Караева О.В. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | ||
Средний по группе | 4,14 | 4,71 | 3,86 | 5,29 | 4,57 | 4,57 | 6,00 |
Данная группа обладает хорошим уровнем самоуправления (средний балл по всей группе — 6) и уровнем коммуникативности (средний балл по всей группе — 5,29)
Самое слабое звено — это исполнительность (3,86 баллов). Все остальные показатели слабо выражены у данной группы: способность к творчеству, работоспособность, адаптированность и уверенность в своих силах.
3. Методика «Диагностика Межличностных отношений (Т.Лири)»
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
В нашей группе по данной методике получились следующие результаты:
ФИО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | Кулумбегова А.М. | 8 | 7 | 7 | 10 | 8 | 10 | 9 | 7 | |
2 | Тменова Д.Т. | 1 | 4 | 2 | 2 | 6 | 2 | 4 | 5 | |
3 | Дзгоева К.Э. | 7 | 7 | 8 | 9 | 5 | 4 | 7 | 9 | |
4 | Скорописова Д.И. | 2 | 5 | 1 | 1 | 4 | 3 | 6 | 7 | |
5 | Зотова Ю.В. | 9 | 5 | 3 | 2 | 6 | 4 | 4 | 4 | |
6 | Утиашвили М.Г. | 3 | 2 | 1 | 3 | 5 | 3 | 1 | ||
7 | Караева О.В. | 3 | 1 | 2 | 2 | 5 | 6 | 5 | 2 | |
Общее по группе | 4,71 | 4,43 | 3,43 | 4,14 | 5,57 | 4,57 | 5,14 | 4,86 | ||
Доминирование = (I — V) + 0,7 x (VIII + II — IV — VI)
Дружелюбие = (VII — III) + 0,7 x (VIII — II — IV + VI) |
||||||||||
Доминирование = | -0,46 | |||||||||
Дружелюбие = | 2,314 | |||||||||
В группе преобладает дружелюбие. | ||||||||||
Исходя из результатов, которые мы получили по методике мы можем говорить, что в группе ярко выраженного определенного типа взаимоотношений нет. Каждый тип выражен в пределах нормы. Можно говорить о том, что их поведение ситуативно, т.е. зависит от определенной сложившейся ситуации, в которой они находятся. Однако преобладают такие типы отношений как дружелюбие и подчинение. Это говорит о том, что члены группы склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкие и компромиссные при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих. А так же скромные, уступчивые, эмоционально сдержанные, способный подчиняться, послушно и честно выполняет свои обязанности.такой тип связи как агрессивный в группе выражен в самой меньшей степени.
4. Наблюдение и социометрия
Цель наблюдения и социометрии заключается в диагностике состояния взаимоотношений в малых группах и коллективах. Социометрический метод предназначен для получения информации о структуре связей между членами группы относительно выделенного критерия. С помощью социометрического метода дается описание структуры взаимоотношений в группе, количественная оценка (измерение) характера эмоциональных отношений между ее членами (чувства симпатии, неприязни), устанавливается место в указанной структуре, занимаемое тем или иным членом группы
Предмет наблюдения – поведение и межличностные отношения участников коллектива
Объект наблюдения – коллектив группы Б-ПО3. Сразу хочется отметить, что при проведении наблюдения и социометрии присутствовало 7 человек из 17 возможных. Поэтому исследования проводились среди 7 человек.
Дата 23.11.2018
№ | Признаки | Выраженность признака (в баллах) | Примечания, наблюдения |
1 | Активность | 1 | |
2 | Сплоченность | 2 | |
3 | Взаимопомощь, выручка | 2 | |
4 | Дружелюбие ко всем участникам коллектива | 2 | |
5 | Тактичность по отношению к одноклассникам | 2 | |
6 | Склонность группироваться | 1 | |
7 | Частота конфликтов | 0 | |
8 | Отметить проявленные стили поведения в конфликтах, если они наблюдались | 0 | |
9 | Внимательность на занятиях | 2 | |
10 | Неформальные лидеры (отметить имена) | 0 | |
11 | Типичный стиль поведения лидеров | 2 | |
12 | Особенности взаимодействия с педагогами. | 3 |
При проведении социометрического опроса, студентам было предложено ответить на два вопроса: «Кого бы Вы пригласили на день рождение из присутствующих людей? (3 фамилии)» и «К кому бы Вы обратились за помощью при выполнении контрольной работы? (3 фамилии)». Первый вопрос дает возможность исследовать эмоционально-личностную сферу в группе, второй – деловую.
Имеем следующие результаты по эмоционально-личностной сфере и деловой:
Эмоционально-личностная сфера | ||||||||
№ п/п | ФИО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Кулумбегова А.М. | + | + | + | ||||
2 | Тменова Д.Т. | + | + | + | ||||
3 | Дзгоева К.Э. | |||||||
4 | Скорописова Д.И. | + | + | |||||
5 | Зотова Ю.В. | + | + | + | ||||
6 | Утиашвили М.Г. | + | + | |||||
7 | Караева О.В. | + | + | |||||
Общие баллы | 2 | 2 | 3 | 0 | 4 | 2 | 2 | |
Кол-во взаимных выборов | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 |
По результатам социоматрицы мы можем говорить, что в группе Б-ПО3 лидером в эмоционально-личностной сфере является Зотова Ю.В., потому что она получила наибольше количество выборов. К предпочитаемым мы можем отнести Дзгоеву К.Э. К отверженным в группе Б-ПО3 по результатам социоматрицы мы можем отнести Скорописову Д.И., т.к. она не получила ни одного выбора. К изолированным относятся люди, которые не делают каких-либо выборов. В нашем случае Дзгоева К.Э. не сделала никаких выборов в эмоциональной сфере среди присутствующих 7 человек. Хочется отметить, что если бы при проведении опроса в группе присутствовали все 17 человек, то возможно она сделала бы какие-либо выборы.
Деловая сфера | ||||||||
№ п/п | ФИО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Кулумбегова А.М. | + | + | + | ||||
2 | Тменова Д.Т. | + | + | + | ||||
3 | Дзгоева К.Э. | + | ||||||
4 | Скорописова Д.И. | + | + | + | ||||
5 | Зотова Ю.В. | + | + | + | ||||
6 | Утиашвили М.Г. | + | + | |||||
7 | Караева О.В. | + | + | |||||
Общие баллы | 2 | 3 | 1 | 0 | 6 | 3 | 2 | |
Кол-во взаимных выборов | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 |
По результатам социоматрицы мы можем говорить, что в группе Б-ПО3 лидером в деловой сфере является Зотова Ю.В., потому что она получила наибольше количество выборов. К предпочитаемым мы можем отнести Тменову Д.Т. и Утиашвили М.Г. К отверженным в группе Б-ПО3 по результатам социоматрицы мы можем отнести Скорописову Д.И., т.к. она не получила ни одного выбора.
На рисунках 1 приведена социограмма эмоциональной сферы, на рисунке 2 – деловой.
рис. 1
рис. 2
По результатам социограмм можно сказать, что группа сплоченная с явным лидером в эмоциональной сфере и деловой. Также в группе выявились диада в эмоциональной и деловой сфере (Кулумбегова и Тменова) и триада (Зотова, Утиашвили и Караева), лидером в этой триаде выступает Зотова в обоих сферах. Однако в группе присутствует еще и отверженный, которого не выбрали ни в одной из сфер. Таким образом мы можем говорить, что группа при решении каких-либо учебных задач ориентируется на Зотову Ю.В., так как она стала выбором в деловой сфере абсолютно каждым членом группы.
5. Эссе
Мною была пройдена производственная практика, базой которой была СПСО СОГПИ, а объектом — студенты группы Б-ПО3. В группе 17 человек (16 девочек и 1 мальчик). Фактически в опросах принимали участие 7 человек – девочки.
По окончанию практики была достигнута цель и выполнены ее задачи. В ходе практики проводились работы по типу наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, опрос. Студентам были выданы несколько методик, на которые они дали ответы. После чего все данные были проанализированы и интерпретированы. При проведении опросов мною использовались следующие методики: «Мотивация профессиональной деятельности», «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности», «Диагностика Межличностных отношений (Т.Лири)», наблюдение и социометрия. По итогу проведения методики «Мотивация профессиональной деятельности» были сделаны следующие выводы:В группе у большинства респондентов преобладает внутренняя мотивация (4,36), Внутренняя мотивация — конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения.
После проведения методики «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности» можно сказать, что Данная группа обладает хорошим уровнем самоуправления (средний балл по всей группе — 6) и уровнем коммуникативности (средний балл по всей группе — 5,29). Самое слабое звено — это исполнительность (3,86 баллов). Все остальные показатели слабо выражены у данной группы: способность к творчеству, работоспособность, адаптированность и уверенность в своих силах.
Методика «Диагностика Межличностных отношений (Т.Лири)» показала нам, что в группе ярко выраженного определенного типа взаимоотношений нет. Каждый тип выражен в пределах нормы. Можно говорить о том, что их поведение ситуативно, т.е. зависит от определенной сложившейся ситуации, в которой они находятся. Однако преобладают такие типы отношений как дружелюбие и подчинение. Это говорит о том, что члены группы склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкие и компромиссные при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих. А так же скромные, уступчивые, эмоционально сдержанные, способный подчиняться, послушно и честно выполняет свои обязанности.такой тип связи как агрессивный в группе выражен в самой меньшей степени.
После проведения наблюдения и социометрии можно говорить о том, что в группе присутствует явный лидер в эмоциональной сфере и деловой – Зотова Ю.В.
Стоит также отметить, что участие в опросе проходили 7 человек из 17 возможных. Считаю, что для более точных результатов необходимо 100% присутствие всех членов группы. Скорее всего были бы получены другие выборы и результаты при их анализе. Также считаю, что преподавателям можно проводить адаптационные тренинги для того, чтобы группа стала более сплоченная вне диад и триад, которые присутствуют в группе и чтобы не было отверженных- людей, которые не получили выборов.
Готовые отчеты по практике по психологии:
Тема | Год сдачи | Страниц | Цена |
---|---|---|---|
2023 г.
|
1 стр.
|
Купить за 500 ₽
|
|
2022 г.
|
33 стр.
|
Купить за 1000 ₽
|
|
2021 г.
|
107 стр.
|
Купить за 900 ₽
|