Разнообразие педагогических и информационных технологий в специальном образовании позволяет преподавателю самостоятельно выбирать методы и средства работы с учащимися. К числу наиболее эффективных и познавательных педагогических технологий относят:
- интерактивные и мультимедийные технологии в образовании;
- инновационные технологии;
- активные методы учебного процесса;
- технология учебных дискуссий;
- метод «шаг за шагом»;
- методы развития мотивации;
- методы деловых игр;
- дальтон-технологии и другие.
Чем же обоснована необходимость применения педагогических технологий в профессиональном образовании? В первую очередь, тем, что расширяется круг возможностей для обучения и поступления в вузы. Во вторую очередь – необходимостью повышения конкурентоспособности и качества образования в России и странах СНГ.
Одной из главных задач системы образования является обучение компетентных и высокообразованных специалистов, которые смогут эффективно применять на практике полученные знания и навыки. А это практически невозможно без использования современных информационных технологий в специальном образовании.
Зарубежные вузы давно оценили преимущества и возможности, которые получают обе стороны: вузы и студенты, от использования инновационных, интерактивных обучающих программ и компьютерных технологий для обучения.
Информационно-коммуникативное оборудование, начиная с портативного компьютера и, заканчивая мультимедийными средствами, призвано:
- способствовать формированию информационной культуры у учащихся и педагогов;
- овысить квалификационный уровень будущих специалистов;
- способствовать развитию и закреплению навыков работы с компьютерными программами и информационным оборудованием;
- развитию навыков самостоятельной разработки материалов и практических работ, которые являются итоговым результатом степени овладения специальностью. Например, выполнение дипломных и курсовых работ в электронном варианте, создание презентаций.
Использование информационно-коммуникативных и интернет ресурсов расширяет круг поиска методов и форм преподавания, а также способствует повышению мотивации учащихся, для которых информационно-коммуникативное оборудование вызывает, куда больший интерес, чем учебники и тетради.