или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дефектология, Психология |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.02.2012 |
Количество просмотров: | 462 |
Рейтинг работы: |
Факультет Психологии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Москва
2004
СОДЕРЖАНИЕ:
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Современное состояние проблемы общего недоразвития речи у младших школьников:
1. Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста с ОНР.
2. Основные подходы коррекционной работы с детьми с ОНР:
2.1. Логопедический подход.
2.2. Нейропсихологический подход.
2.3. Социальный подход. 6
6
23
24
24
29
Глава II. Постановка проблемы исследования:
1. Постановка проблемы исследования.
2. Обоснование выбора нейропсихологической методики
3. Методика исследования. 34
34
37
37
Глава III. Экспериментальная часть:
1. Результаты исследования и их анализ.
2. Обсуждение полученных результатов. 49
49
80
ВЫВОДЫ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 88
Список литературы. 90
Приложения. 95
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии – около 10%. С каждым годом среди учащихся, обучающихся в начальных классах общеобразовательных школ, увеличивается количество детей и с различными отклонениями в речевом развитии. Свыше 20 – 25% отклонений в речевом развитии детей данной группы квалифицируется специалистами как «общее недоразвитие речи» (ОНР) (данные сектора логопедии Института дефектологии). У таких детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте нарушается формирование всех компонентов речевой системы.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что количество детей с различными отклонениями в речевом развитии не только не уменьшается, но и постоянно растет. Некоторые из речевых нарушений могут быть преодолены в условиях обучения в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи; другие можно устранить в условиях общеобразовательной школы, на специально созданных при школах логопедических пунктах. Именно поэтому в школе остается высокая потребность в работе узких специалистов: психолога, логопеда, а также потребность в специальных коррекционно-развивающих программах. Тем более, что большинство из них продолжает обучаться в условиях обычных классов общеобразовательной школы.
Модель деятельности отдельно логопеда и модель деятельности отдельно психолога в школе достаточно полно проработаны. Логопед прекрасно знает, с какими детьми и как работать. То же самое можно сказать и про психолога. Однако в начальных классах массовой школы в последнее время встречаются дети, уровень психического развития которых на первый взгляд не выходит за пределы нормы. Эти дети не имеют бросающихся в глаза отклонений в развитии речи, но учеба дается им с трудом. Оказание помощи таким детям возможно только совместными усилиями психолога и логопеда. И тогда выясняется, что модель взаимодействия в работе этих специалистов еще слабо проработана.
Теоретической основой совместной деятельности психолога и логопеда может стать нейропсихология. Основные положения отечественной нейропсихологии, в настоящее время признанной во всем мире, заложены Л.С. Выготским, А.Р. Лурия и его учениками. Нейропсихология бурно развивается сегодня, имеет несколько направлений, из которых наибольший интерес для нас представляют нейропсихология детского возраста и нейропсихология индивидуальных различий. Эти направления тесно взаимосвязаны. Каждое из них опирается на основные принципы нейропсихологии: о динамической локализации высших психических функций, о функциональных системах, о рассмотрении мозга как целостной структуры, каждая часть которой вносит свой специфический вклад в осуществление любой психической функции. Плодотворным в работе и психолога, и логопеда оказывается факторный, синдромный подход в анализе отклонений формирования и нарушения ВПФ, среди которых, разумеется, находится и речь. В работе мозга выделяют определенные факторы, входящие в качестве составляющих в разные психические функции. Каждый фактор связан с определенными структурами коры больших полушарий мозга, поражение которых ведет к выпадению связанного с ними фактора. Таким образом, с одной стороны, при нарушении фактора нарушается не одна, а несколько функций, с другой стороны, психическая функция каждый раз нарушается по-разному и зависит это от того, какой из входящих в функцию факторов нарушен. Таким образом, мы видим, что ни одна из ВПФ никогда не разрушается полностью, всегда остаются возможности для ее восстановления. Кроме того, по отношению к деятельности логопеда это означает, что работа по коррекции и развитию речи должна проходить совместно по развитию неречевых психических функций.
Преимущества нейропсихологической диагностики состоит в том, что путем анализа уровня сформированности основных факторов можно выявить не только слабые, но и нормально развитые базисные составляющие психики, на которые следует опираться в коррекционной работе.
Таким образом, мы видим, что нейропсихология позволяет сделать взаимодополняющей работу психолога и логопеда. Использование нейропсихологических методик обследования детей позволит сделать помощь ребенку со стороны узких специалистов адресной, а значит и более эффективной.
В связи с этим целью нашего дальнейшего исследования будет проведение нейропсихологической диагностики и подбор наиболее эффективных методов коррекции нарушений речи при нерезко выраженном речевом недоразвитии (НВОНР).
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ имеющейся в настоящее время литературы по данной проблеме;
2. Подобрать методики для нейропсихологического обследования детей младшего школьного возраста с углубленным изучением речевой сферы;
3. Провести индивидуальную коррекционную работу с детьми младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим речевым недоразвитием.
4. Провести повторную нейропсихологическую диагностику после коррекции детей младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим речевым недоразвитием.
В данном исследовании использовались публикации современных авторов, таких как А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Д. Хомская, Т.В. Ахутина и многих других.
Похожие работы
Работы автора