или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Детская психология, Педагогика |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.02.2012 |
Количество просмотров: | 383 |
Рейтинг работы: |
Дипломная работа
Нейропсихологическое исследование экспрессивной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Введение.
Речь – это сложная психическая деятельность и высокоорганизованная психическая функция человека, интегрирующая всю психическую деятельность. Речь непосредственно участвует в формировании других высших психических функций: мышления, воображения, счета, чтения и письма [41] и является средством овладения культурно - историческим опытом [12,13], что определяется как источник развития индивида. Таким образом, видно, что речь не только «общение посредством языка», это намного более глубокий и сложный процесс, и в данной работе это будет неоднократно подтверждено.
Следует отметить, что проблема формирования речевой функции встала в науке относительно недавно. Направление по восстановлению нарушенных функций психической деятельности стало активно развиваться в конце первой половины XX века, с работами А.Р.Лурия [25,27,13] и его коллег. В это время активно происходило изучение работы мозга и протекания психических процессов при наличии какого-либо поражения центральной нервной системы. Собрано было большое количество данных о локальных поражениях мозга травматической и сосудистой этиологии, а затем, постепенно, накапливались исследования по нарушениям развития головного мозга (не только общего, но и отдельных структур). Таким образом, только со второй половины XX века «оформилась» проблема нарушения в развитии речевой функции и начали изучаться механизмы этого нарушения и пути преодоления. Уже очень много достигнуто в этом направлении преимущественно Л.С.Цветковой [40,41] и ее сотрудниками, но проблема формирования речи у детей и ее нарушение стоит достаточно остро, как было описано выше, и мы попробуем внести свой вклад в понимание нарушения, его генезиса и пути преодоления.
Важность вопроса изучения речи заключается еще и в том, что, она (речь) формируется на протяжении достаточно длительного отрезка времени онтогенеза человека. Таким образом, можно сказать, что чувствительным периодом развития речи (включая предречевое развитие) является время от рождения и до подросткового возраста. Не исключено в столь длительный период различное патогенное воздействие разных факторов (эндогенных и экзогенных), способное неблагоприятно повлиять на формирование и развитие отдельных сторон речевой деятельности. Исходя из этого, важно грамотно отследить влияние патогенного фактора, квалифицировать расстройство речи, определить структуру и механизмы нарушения. Важно также и то, что проблемой общего недоразвития речи (ОНР) занимаются сразу несколько специалистов (психологи, врачи и педагоги), следовательно, такой комплексный междисциплинарный подход требует не только общих единиц анализа, но и общей терминологии, доступной для понимания всеми специалистами, работающими с речевыми расстройствами.
Анализ литературы показал, что в разных научных областях, но с одинаковым объектом изучения (аномальный ребенок), существует несколько классификаций речевых нарушений, которые показывают разные подходы и анализ проблемы ОНР и выделяют разные принципы построения классификаций [7,38,25,23]. Также анализ данных (историй развития, медицинских карт детей и речевой продукции детей) позволяет говорить, сто ОНР является самым распространенным диагнозом среди речевых расстройств, одновременно с этим являясь малоизученным и неконкретным [7].
Проблема, затрагиваемая в работе актуальна. В настоящее время описано огромное количество факторов, оказывающих вредоносное влияние на развитие ребенка. К таким факторам относятся наследственные заболевания, нарушение созревания мозговых структур, напрямую связанных с речеобразованием или вызывающих вторичные нарушения в речевом развитии, а также инфекции, интоксикации, травмы головы в момент родов и ранний период, воздействие вредностей в пренатальный период и сразу после рождения и многие другие. Вред от подобных воздействий очевиден. Мы сталкиваемся с проблемой недоразвития речи в разных ее формах и на разных возрастных этапах, а также в разном клиническом аспекте. Также известен факт, что в общеобразовательную школу зачастую поступают дети, не готовые учиться по усложненным программам (имеющим место в «лицейских» и «гимназических» классах), а также дети, которым трудно, исходя из выше описанных причин, усваивать программу обычной массовой школы. При всем этом многообразии перед психологами стоит одна задача: помочь ребенку в преодолении своего дефекта и благополучно адаптироваться в окружающем мире. Таким образом, выяснив механизмы нарушения в речевом развитии, психолог сможет выбрать наиболее адекватные пути и методы формирования нарушенной функции.
Похожие работы
Работы автора