Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по детской психологии > Изучение психологических аспектов успеваемости детей младшего школьного возраста
Изучение психологических аспектов успеваемости детей младшего школьного возраста

Тема дипломной работы: Изучение психологических аспектов успеваемости детей младшего школьного возраста

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Детская психология, Психология
Год сдачи: 2017
Количество страниц: 69
Оценка: 5
Дата публикации: 26.11.2018
Количество просмотров: 391
Рейтинг работы:
Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема успеваемости младшего школьного
возраста является одной из важнейших проблем современной школы. Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу можно понять, что единый взгляд на данную проблему неоднороден или отсутствует. Исследования данного вопроса должны продолжаться, отталкиваясь не только от теории, но и от практики.

Большое значение по отношению к личности ребенка имеет успех или неуспех в обучении младшего школьника. На внутреннее состояние ребенка и его внешнее поведение оказывает влияние степень его успеваемости в школе, особенности протекания процесса обучения.

С уровнем успеваемости младшего школьника связаны такие характеристики личности, как учебная мотивация, самооценка и показатели тревожности. Нас интересуют именно психологические аспекты успеваемости детей младшего школьного возраста и то, какое влияние они оказывают на состояние личности ребенка.

В психологической помощи в большей мере нуждаются неуспевающие дети, нежели успевающие. Многие педагоги и психологи рассматривают именно проблему неуспеваемости. Успеваемости же уделено не так много работ и исследований.
Успеваемость, как и неуспеваемость определяется взаимодействием особенностей познавательных процессов младшего школьника и определенных сторон его личности.

Наряду с понятием успеваемости рассматривают такой термин, как «обучаемость». Это понятие заключается в восприимчивости к усвоению знаний. Те дети, которые имеют низкую восприимчивость к усвоению знаний, имеют пониженную обучаемость, и наоборот.

Проблемой нашего исследования является выявление психологических аспектов успеваемости в
обучении детей младшего школьного возраста.

Исследованием школьной успеваемости и ее психологических аспектов занимались такие исследователи. Как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.К. Маркова, В.В. Давыдов, Ю.З. Гильбух, И.В. Дубровина, А.Ф. Ануфриев, Л.Ф. Обухова и др.

Цель исследования – изучение психологических аспектов успеваемости детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – успеваемость младших школьников.

Предмет исследования – психологические аспекты успеваемости детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста, имеющих высокий уровень успеваемости, наблюдается интерес к учебе, нормальная или завышенная самооценка и низкая тревожность.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были разработаны следующие задачи:

1)    провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2)    изучить причины и виды школьной неуспеваемости;

3)    проанализировать методы исследования аспектов успеваемости.

4)    подобрать методики диагностики психологических аспектов успеваемости и провести первичную диагностику.

5)    выявить психологическую взаимосвязь аспектов успеваемости с использованием корреляционного анализа.

6)    разработать развивающую программу, направленную на повышение уровня психологических аспектов успеваемости.

7)    разработать рекомендации по развитию психологических аспектов успеваемости.

В соответствии с целями и задачами исследования нами использовалась следующая система теоретических и эмпирических методов:

1) теоретический анализ научной психологической и педагогической литературы;

2) эмпирические методы: констатирующий эксперимент, предполагающий тестирование и анкетирование с помощью следующих методик: анкета для определения школьной мотивации А.Ф. Ануфриева, методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника Т. Дембо и С.Я. Рубинштейна (модификация А.М. Прихожан), методика «Несуществующее животное» Е.И. Рогова; формирующий эксперимент, включающий в себя проведение развивающей программы, а также контрольный эксперимент, повторяющий проведение методик констатирующего эксперимента;

3) метод математической обработки данных: корреляционный анализ Спирмена;

4) метод количественного и качественного анализа результатов: описательная статистика,
классификация.

В исследовании приняло участие 20 человек, состоящих в младших классах начальной школы, как женского, так и мужского пола. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 30 г. Рязани.

Структура исследовательской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком литературы, приложениями.

Теоретическая значимость исследования: данные, полученные в работе, расширяют понимание понятия и особенностей школьной успеваемости. Полученные результаты расширяют  представление о психологических аспектах успеваемости у детей младшего школьного возраста и методах их коррекции. Данная исследовательская работа помогла нам отыскать необходимые
методы коррекции низкой успеваемости младших школьников, что важно для разработки рекомендаций по преодолению низких показателей психологических аспектов успеваемости. Результаты исследования, направленные на изучение данного феномена, делают существенный вклад в психологическую и педагогическую науку.

Практическая значимость исследования заключается в использовании разработанной программы профилактики и коррекции низкой успеваемости и ее психологических аспектов в области психологии, психологического консультирования, психодиагностики. Данные, полученные в ходе эксперимента, могут быть использованы для проведения дальнейших научных исследований.
Результаты работы могут быть использованы для подготовки психологов и иных специалистов,
работающих в области педагогики и психологии. Полученные данные можно использовать для разработки психолого-педагогических рекомендаций и программ для коррекционной работы.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретический анализ проблемы изучения психологических аспектов успеваемости детей младшего школьного возраста…………………5
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………………...5
1.2 Причины и виды школьной неуспеваемости………………...……...10
1.3 Методы исследования психологических аспектов успеваемости младшего школьника……………………………………………………………15
Глава 2.Эмпирическое исследование психологических аспектов успеваемости детей младшего школьного возраста…………………………..22
2.1 Характеристика уровня психологических аспектов успеваемости детей младшего школьного возраста…………………………………………..22
2.2 Разработка и апробация развивающей программы, направленной на повышение успеваемости младшего школьника…………………..………….38
Заключение……………………………………………………...………...53
Список литературы
Приложения

Купить за 2500 ₽