или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Детская психология, Педагогика |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 66 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 15.06.2015 |
Количество просмотров: | 816 |
Рейтинг работы: |
Оглавление
ГЛОССАРИЙ.. 3
ВВЕДЕНИЕ. 6
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 10
1.1. Понятие школьной адаптации первоклассников. 10
1.2. Особенности современной сельской школы.. 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 24
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ. 29
2.1. Актуальное состояние и уровень адаптации первоклассников к школе. 29
2.2. Разработка программы взаимодействия педагогов и первоклассников на этапе адаптации к школе 32
2.3. Динамика состояния и уровня адаптации первоклассника к школе. 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43
ЛИТЕРАТУРА.. 47
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 51
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.
В настоящее время вопрос адаптации первоклассников в условиях сельской школы актуален. Во-первых, это обуславливается все возрастающими требованиями к подготовке первоклассников в результате интенсификации учебной деятельности. Во-вторых, специфическими особенностями самой сельской школы, в частности отсутствия квалифицированных психологов, которые осуществляли бы целенаправленное психолого- педагогическое сопровождение процесса адаптации. В третьих, в последнее десятилетие резко ухудшились показатели по письменной речи среди сельских первоклассников, что часто является следствием отсутствия занятий с дошкольниками по подготовке к школе.
Объект исследования – процесс школьной адаптации первоклассников.
Предмет исследования – условия эффективного психолого-педагогического сопровождения первоклассника на этапе адаптации к условиям сельской школы.
Цель работы – определить условия эффективного психолого - педагогического сопровождения первоклассников на этапе адаптации к условиям сельской школы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка (пол, возраст, социальный статус, особенности когнитивной и эмоциональной сферы) является основой программы эффективного психолого- педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к условиям сельской школе.
2. Эффективность адаптации первоклассника к условиям сельской школы обусловлена заблаговременностью (за полгода до начала обучения) психолого-педагогической работы с ребенком.
3. Эффективная психолого-педагогическая работа учителей начальных классов возможна при условии прохождения ими дополнительного обучения, сущность которого заключается в формировании у них практических навыков проведения групповых занятий по адаптации первоклассников (командообразование, развитие коммуникативных и адаптационных возможностей, использование игровых методов работы в учебном процессе).
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ современных психолого- педагогических исследований по проблеме адаптации школьников.
2. Разработка программы адаптации первоклассников к условиям современной сельской школы.
Методы и методики исследования
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Теоретический анализ состояния проблемы
Изучение процесса адаптации охватывает значительный спектр исследований в общем комплексе научных разработок: взаимосвязь готовности ребенка к обучению в школе с характером его адаптации (А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин, Я.Йиерасек, Н.И.Гуткина, Р.А.Захаров, Л.М.Ковалева, Н.Н.Тарасенко и др.); формирование системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде (И.В.Дубровина, Р.В.Овчарова, Н.И.Гуткина и др.); связь требований учебной деятельности со сменой форм общения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова, В.В.Рубцов, А.З.Зак и др.); взаимосвязь игровой деятельности и учебной на этапе адаптации (Н.П.Аникеева, Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили, М.Я.Басов, Л.С.Выготский, О.С.Газман, П.Ф.Каптерев, А.Н.Леонтьев, С.А.Шмаков, Д.Б.Эльконин).
И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Н.И. Гуткина определяют адаптацию как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности
В психолого-педагогической литературе сформулированы общие условия, при которых адаптация к школьной жизни протекает наиболее успешно: учет индивидуально-личностных качеств ученика (A.A. Кирсанов, Е.С. Рабунский, И.Унт); подбор соответствующих возрастным особенностям развития учащихся методов и приемов обучения (Н.Ф.Виноградова, Н.В.Бабкина, Т.А. Ладыженская, А.А.Леонтьев, В.А.Сухомлинский, Г.А.Цукерман); создание материально-технического обеспечения учебно-воспитательного пространства (Ш.А. Амонашвили, В.А.Петровский).
Содействие школы в социальной адаптации ученика изучала Э.Г. Аболевич, проектирование адаптивной образовательной среды в сельских школах Р.А. Киселева, адаптивную образовательную школу в условиях сельского социума В. И. Погорелова.
Т. К. Федорова проанализировала использование адаптивных возможностей сельской школы в работе с детьми группы риска. Кроме того, различные аспекты воспитания сельских школьников рассмотрены Л. В. Байбородовой, В. М. Басовой, М. П. Гурьяновой, П. А. Жильцовым, М. И. Зайкиным, А. Е. Кондратенковым, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. И. Семеновым, Е. Н. Степановым, В. П. Стрезикозиным, Г.Ф. Суворовой и другими. Проблемы сельской школы нашли отражение также в работах П.Р. Атутова, Ю.К. Васильева, С.И. Гореславского, К. А. Ивановича, В. А. Полякова, А. П. Сидельковского, В. Д. Симоненко, А. М. Цирульникова, малокомплектным и малочисленным школам посвящены труды И. В. Борисовой, В. В. Сальниковой.
База исследования: пришкольные лагеря Тюменского района, Боровская СОШ № 1, Борковская СОШ, Каскаринской СОШ № 2 Тюменского района, Смирновская СОШ Казанского района Тюменской области. Время проведения исследования – апрель/май 2014, июль/август 2014, сентябрь/октябрь 2014, декабрь/январь 2015, март/апрель 2015.
Практическая значимость работы: разработка программы «Добро пожаловать в школу», включающая тренинг для учителей по адаптации первоклассников, практическая работа по профилактике школьной дезадаптации первоклассников.
Похожие работы
Работы автора