или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Уфа > Башкирский государственный университет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 52 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 30.10.2016 |
Количество просмотров: | 714 |
Рейтинг работы: |
Введение 3
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей к условиям дошкольной организации
1.1. Содержание основных понятий «адаптация», «социальная адаптация», «психологическая адаптация», «адаптированность», «дезадаптация» 6
1.2. Игровая деятельность и методы ее организации 12
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию ребенка в дошкольной организации 19
2. Экспериментальное исследование процесса адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации
2.1. Описание методики по определению степени адаптации ребенка в дошкольной образовательной организации. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования 24
2.2. Работа по развитию адаптации детей в процессе игровой деятельности 30
2.3. Методические рекомендации для родителей и воспитателей по адаптации детей к дошкольной образовательной организации 39
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 48
Приложение №1. Критерии оценки уровня адаптации ребенка в дошкольной образовательной организации 50
Приложение № 2. Адаптационная карта ребенка 51
Приложение №3. Анкета для родителей 52
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Дошкольная организация первой открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. В дошкольном возрасте начинает складываться личность, поэтому дошкольная организация рассматривается как одна из определяющих факторов в ее становлении. Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Внимание к адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации связано с тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Кроме того, механизмы приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Основные аспекты адаптации исследованы в отечественной психологии Г.М. Андреевой, Ф.Б. Березина, А.А. Бодалева, Л.И. Божовича, М.И. Лисиной и др., в зарубежной А. Адлер, Э. Берн, Г. Гартман, Л. Филипс. К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольной организации. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детский сад, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Детский сад - это первый внесемейный институт, первая воспитательная организация, с которой вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности. К основному средству и форме процесса адаптации относится игровая деятельность. Игры в адаптационный период, кроме решения задач адаптации к дошкольному учреждению, направлены и на укрепление физического и психического здоровья детей, укрепление их эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей ребенка, на формирование адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками. Проведение дидактических, сюжетных, подвижных игр, при правильных подходах позволяет значительно ускорить процесс адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, способствует ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром. Объект исследования: процесс адаптации детей к дошкольной организации. Предмет исследования: адаптация детей к дошкольной организации в процессе игровой деятельности. Цель исследования: изучить особенности адаптации детей в дошкольной образовательной организации в процессе игровой деятельности. Задачи исследования: 1) Систематизировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; 2) Выявить факторы, влияющие на адаптацию детей в дошкольной организации; 3) Обобщить методы организации игровой деятельности детей в дошкольной организации; 4) Подобрать диагностические методики, обеспечивающие выявление и объективную оценку уровня адаптации детей к дошкольной образовательной организации; 5) Сформулировать методические рекомендации для родителей и воспитателей. Гипотеза исследования: адаптация детей к условиям дошкольной организации будет эффективной, если: - учитывать факторы, влияющие на адаптацию ребенка в дошкольной организации; - подобрать игры для адаптации детей дошкольного возраста. Методы исследования: - анализ теоретического материала; - анкетирование; - метод включенного наблюдения. Методологические основы исследования: - изучение адаптации как процесса привыкания и приспособления человека к условиям жизни (Ж.Пиаже, О.А. Андриенко и др.) - исследование сущности и особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ (Р.В.Танкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.) - подходы к организации периода адаптации детей раннего возраста в детском саду (Н.Д.Ватутина, Шмидт, Кольмер и др.) - исследование игровой деятельности и её использование в работе с детьми (К.Г.Юнг, Евстигнеева и др.) Теоретическая значимость: раскрыты основные понятия адаптации; собран материал по методам организации игровой деятельности в период адаптации к дошкольной образовательной организации; выявлены факторы, влияющие на адаптацию детей в дошкольной организации. Практическая значимость: составлены методические рекомендации, которые могут быть использованы педагогами и психологами детского сада в организации адаптационного периода детей дошкольного возраста. Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Похожие работы