Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по дошкольной педагогике > Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх
Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх

Тема дипломной работы: Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх

1200 ₽
Купить за 1200 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Дошкольная педагогика, Психология
Год сдачи: 2015
Количество страниц: 87
Оценка: 5
Дата публикации: 02.07.2018
Количество просмотров: 524
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх (Дипломные работы - Дошкольная педагогика, Психология).
Описание работы

Работа выполнена самостоятельно, защищена на 5.

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования.      Актуальность темы нашего исследования определяется, прежде всего, значением наглядно-образного мышления в общем психическом развитии детей дошкольного возраста. Являясь основной формой мышления в старшем дошкольном возрасте, оно, опираясь на чувственное познание, выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.

Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания. Наглядно-образное
мышление предполагает умение видеть предмет как бы со всех сторон, выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, классифицировать предметы,  рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения;
применять знания в соответствии с обстоятельствами.

Своевременное развитие наглядно-образного мышления, подкрепленное развитием речи и в целом
знаково-символической деятельности создает предпосылки для возникновения в конце старшего дошкольного возраста понятийного мышления (Л.С. Выготский,  Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков).

Одним из средств развития наглядно-образного мышления  является дидактическая игра – разновидность
игры, специально созданная взрослым в  обучающих целях. В процессе дидактической игры ребенок переходит от развернутых  действий с предметами к действиям в уме, в плане представлений [7].
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать в определенной ситуации, с наглядными образами, интериоризируя чувственный опыт в образы и прeдставления (А.П. Усова, Н.М.Аксарина, Е.И.Радина, А.И.Сорокина, Б.И. Хачапуридзе).

В связи с этим, разработка психолого-педагогических условий, при которых дидактические
игры стимулируют оперирование образами предметов в воображаемом плане, выявление внутренней логики действий в сюжете, выделение причинно-следственной зависимости происходящих событий и явлений, понимание схематических изображений, то есть переходу к наглядно-образному мышлению представляется нам актуальной задачей детской психологии  и педагогики.

Цель исследования: разработать психолого-педагогические условия развития наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста в дидактических игр.

Объект исследования: процесс развития наглядно-образного мышления  детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития  наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста  в дидактических играх.

Гипотеза исследования: развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста будет способствовать проведение  дидактических игр в следующих психолого-педагогических условиях:

- создание в игре ситуации «как будто», способствующей переносу сознания ребенка из наглядной, наличной
ситуации в воображаемую;

- реализация общедидактических принципов: доступности, сознательности,  активности, систематичности, последовательности, учета возрастных и индивидуальных возможностей детей;

-  научно-обоснованный подбор игр и игровых упражнений  на сравнение, обобщение, анализ, установление причинно-следственных связей между явлениями, познание скрытых свойств явлений и предметов;

- стимулирование в процессе игры аналитико-синтетической деятельности ребенка посредством активного
использования слова;

- проведение дидактических игр в малых группах, численностью  не более 5 – 6 человек и в индивидуальной форме;

- содействие возникновению и поддержанию у детей интереса к дидактической игре посредством создания педагогических ситуаций, активизирующих интеллектуальные чувства (удивление, удовлетворение от
сделанного открытия, восхищение, сомнение).

Задачи исследования:

1.      Изучить современное состояние проблемы развития наглядно-образного мышления детей в старшем дошкольном возрасте.

2.      Подобрать диагностический инструментарий для изучения развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.

3.      Разработать экспериментальную программу развития наглядно-образного мышления в дидактических играх.

4.      Провести опытную  проверку влияния экспериментальной программы на развитие
наглядно-образного мышления детей 5 – 6 лет.

Теоретико-методологическая основа исследования:

1. Положение отечественных психологов о возрастном развитии как о едином целостном процессе (Л.С.
Выготский, Д.Б. Эльконин,  А.В. Запорожец).

2. Концепция культурно-исторического развития высших психических функций   (Л. С. Выготский, А.Р.  Лурия, А.Н. Леонтьев).

3. Современные представления о наглядно-образном мышлении как одной из форм психического
отражения действительности, характеризующейся тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы (Л.С. Выготский,  Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков).

4. Современные представления о развитии мышления в детском возрасте как переходе от наглядно-действенной к наглядно-образной и понятийной формам мышления (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Зимняя И.А).

5. Сложившиеся в отечественной психологии и дошкольной педагогике представления о развивающем
характере дидактических  игр (А.П. Усова, Н.М. Аксарина, Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Б.И.
Хачапуридзе).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической  и методической литературы по проблеме исследования; психолого – педагогический эксперимент; тестирование; методы математической обработки результатов эксперимента.

Организация исследования. Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе (сентябрь 2013 г. – сентябрь 2014 г.) был проведен основной анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, отобраны методики диагностики развития наглядно-образного мышления детей
старшего дошкольного возраста. На этом же этапе были сформулированы цель, гипотеза
и задачи исследования, разработана  экспериментальная программа развития наглядно-образного мышления детей 5 – 6  лет посредством дидактических игр.

На втором этапе исследования (октябрь 2014 г. – май 2015 г.) на базе муниципального
дошкольного образовательного учреждения №32  г. Тулы. был проведен психолого-педагогический эксперимент, который включал констатирующий, формирующий, контрольный этапы. По итогам констатирующего этапа были сформированы экспериментальная и  контрольная группы.
Во время формирующего этапа была реализована экспериментальная программа развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. Во время контрольного этапа  проведено
повторное тестирование, осуществлен анализ результатов психолого-педагогического эксперимента.

На третьем этапе исследования (май - июнь 2015 г.) оформлялась выпускная квалификационная работа, осуществлялась подготовка к ее публичной защите.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании необходимости проведения  целенаправленной педагогической работы по формированию наглядно-образного мышления с детьми дошкольного возраста; разработаны психолого-педагогические условия
осуществления развивающей работы с  детьми 5-6 лет.

Практическое значение исследования. В ходе исследования разработана и внедрена в педагогическую практику муниципального дошкольного образовательного учреждения №32 г. Тулы  экспериментальная
программа развития наглядно-образного мышления детей 5-6 лет.  Результаты исследования могут быть
использованы в преподавании студентам психологических и педагогических специальностей лекционных  курсов «Возрастная психология, «Детская практическая психология», «Детская психология», «Психология развития», «Дошкольная педагогика».

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась  методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; проведением констатирующего и формирующего этапов психолого-педагогического эксперимента, соблюдением требований валидности, предъявляемых к используемым методикам; обоснованностью применяемых методов математической статистики; сочетанием количественного и качественного анализа эмпирических данных; проверяемостью результатов при использовании материалов диссертации и практического руководства независимыми практиками.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

.3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента

В ходе констатирующего эксперимента было сформировано две группы испытуемых. Они получили условное обозначение: первая и вторая группы. В обеих группах были дети 5 – 6 лет с нормальным психическим развитием. В каждой группе было по 10 детей. Полученные данные представлены в приложение 1.
С предложенными заданиями справились все дети. Отказа от выполнения упражнения не было. Дошкольники внимательно слушали инструкцию. В процессе выполнения задания дети проявляли интерес, целенаправленность деятельности, рациональность и адекватность действий, сосредоточенность в процессе работы. Если детям что-то было непонятно, то они обращались за помощью к взрослому. При оценке деятельности дети радовались при успехе и огорчались при неудаче.
Ниже приведен анализ показателей детей.
Анализ выполнения детьми диагностического задания «Помоги достать игрушку». Дети первой группы выполнили задание «Помоги достать игрушку» в среднем на 2,1 балла, второй группы – на 1,9 балла (таблица 2, диаграмма 1).
Таблица 2.
Сформированость целостного восприятия ситуаций детей 5-6 лет
Методика
группа сентябрь 2014 г.
M U Р
«Помоги достать игрушку», баллы 1 группа 2,1 2,8 0,005
2 группа 1,9

Примечание к таблице: М – среднее арифметическое значение, U – критерий Манна-Уитни, Р – вероятность ошибки.
Различия средних арифметических значений групп статистически значимы при Р < 0,05 Разброс индивидуальных показателей в первой группе составил 2 балла, второй группы – 2 балла. Анализ полученных данных с использованием статистического критерия Манна-Уитни выявил статистически значимые различий в развитии исследуемого признака (Р < 0,05 ). Диаграмма 1 сформированость целостного восприятия ситуаций (методика «Помоги достать игрушку», баллы) Оценка результатов детей первой группы выявила, что у 5 детей показатели соответствовали среднему уровню развития по исследуемому признаку, у 5 - низкому уровню развития по исследуемому признаку. Во второй группе у 6 детей показатели соответствовали среднему уровню развития по исследуемому признаку, у 4 - низкому уровню развития по исследуемому признаку. Показателей высоким и очень низким уровнем развития исследуемого признака выявлено не было в обеих группах. При выполнении этого задания на констатирующем этапе мы выявили ряд особенностей наглядно-образного мышления. У них отмечалось снижение интереса, пассивность, безынициативность в ходе выполнения заданий. Статичность образов-представлений вызывала трудности в интерпретации картинки у 2 детей. Дети затруднялись строить умозаключения и делать соответствующие выводы. Они зачастую как бы «чувствовали» смысл проблемной ситуации, но выразить его в речи самостоятельно, в особенности, в развернутой форме, являлось для них проблематичным. В своих высказываниях дети затруднялись восстанавливать ход сюжета, то есть дети описывали конкретные детали на картинке и без помощи не переходили на рассказ по данной картинке. Некоторые дети давали сбивчивые односложные ответы по картинке, в целом, связного рассказа так и не получилось. Порой было недостаточно общей инструкции и наводящих вопросов (2 детей.). Мы неоднократно прибегали к личному опыту детей, просили вспомнить, а как они вели себя в подобной ситуации. Таким образом, мы сделали вывод, что у них отсутствует перенос способа действия. Анализ выполнения детьми диагностического задания «Чего не хватает?». Дети первой группы выполнили задание в среднем на 1,2 балла, второй группы – на 1,1балла (таблица 3, диаграмма 2). Таблица 3. Понимание смысла ситуации, наличие элементарных представлений, возможность использования прошлого опыта детьми 5-6 лет Методика группа сентябрь 2014 г. M U Р «Чего не хватает?», баллы 1 группа 1,2 0,283 P=0,777 2 группа 1,1 Примечание к таблице: М – среднее арифметическое значение, U – критерий Манна-Уитни, Р – вероятность ошибки. Различия средних арифметических значений групп статистически значимы при Р < 0,05 Разброс индивидуальных показателей в первой группе составил 1 балла, второй группы – 1 балла. В целом, с заданием, дети справились, за исключением, 2 детей, которые отказались выполнять задание (Таня А., Саша И.). Большинству детей не достаточно одной словесной инструкции, мы предъявляли в качестве вспомогательного средства картинку с недостающими изображениями. Практически у всех вызвала затруднение картинка, на которой нарисована девочка с чистым бельем. Дети не могли определить. Что именно не хватает, на картинке вариантов ответов было много: «платья, табуретки, ветер». При этом, были дети, которые отказались говорить по этой картинке: «Я не знаю» и переходили к следующей (Настя С., Костя К., Ира Г.). Диаграмма 2 Понимание смысла ситуации, наличие элементарных представлений, возможность использования прошлого опыта детьми 5-6 лет (методика« Чего не хватает?», баллы) Анализ полученных данных с использованием статистического критерия Манна-Уитни статистически значимых различий в развитии исследуемого признака не выявил (Р>0,05).
Анализ выполнения детьми диагностического задания «Методика "разбитая чашка». Дети первой группы выполнили задание «Разбитая чашка» в среднем на 2,4 балла, второй группы – на 1,9 балла (Таблица 4, диаграмма 3).

Таблица 4.
Сформированость понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями детьми 5-6 лет

Методика
группа сентябрь 2014 г.
M U Р
«Методика "разбитая чашка?», баллы 1 группа 2,4 1,456 P=0,145

2 группа 1,9

Примечание к таблице: М – среднее арифметическое значение, U – критерий Манна-Уитни, Р – вероятность ошибки.
Различия средних арифметических значений групп статистически значимы при Р < 0,05 Разброс индивидуальных показателей в первой группе составил 2 балла, второй группы – 2 балла. Как видно из результатов исследования, представленных в таблице, показатели различны. В целом, с заданием дети справились. Задание выполняли с интересом и активно. Диаграмма 3 Сформированость понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями детьми 5-6 лет (методика« Методика "разбитая чашка?», баллы) Дети установили причинно-следственные связи, дав правильные ответы на уточняющие вопросы по картинке. Лишь три ребенка не смогли установить причину разбитой чашки (Андрей Ф., Настя С., Костя К.). Высказывания детей были отчетливы, но не полные. Во второй группе после проведения системы занятий по формированию наглядно-образного мышления, дети недостаточно полно, но связно описали события, которые произошли на картинке. Один ребенок так и не смог установить причину разбитой чашки. Только трем детям понадобились уточняющие вопросы для активизации восприятия и понимания сюжета. Анализ полученных данных с использованием статистического критерия Манна-Уитни статистически значимых различий в развитии исследуемого признака не выявил (Р>0,05).

Анализ выполнения детьми диагностического задания «Разрезные картинки». Дети первой группы выполнили задание «Разрезные картинки» в среднем на 1,8 балла, второй группы – на 1,6 балла (таблица 5, диаграмма 4).Разброс индивидуальных показателей в первой группе составил 2 балла, второй группы – 1 балла. Как видно из результатов исследования, представленных в таблице, показатели различны. В целом, с заданием, дети справились.
Таблица 5.
Установление причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями детьми 5-6 лет

Методика
группа сентябрь 2014 г.
M U Р
«Разрезные картинки», баллы 1 группа 1,8 1,120 P=0,263
2 группа 1,6

Примечание к таблице: М – среднее арифметическое значение, U – критерий Манна-Уитни, Р – вероятность ошибки.
Различия средних арифметических значений групп статистически значимы при Р < 0,05 Диаграмма 4 Установление причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями детьми 5-6 лет (методика « Разрезные картинки», баллы) Рассказ детей был не связным, 3детей смогли рассказать сюжет при помощи ответов на наводящие вопросы. Другие же стали описывать каждую картинку в отдельности, делая небольшие логические переходы на следующие (Андрей Ф., Настя С., Костя К., Саша И.). Анализ полученных данных с использованием статистического критерия Манна-Уитни статистически значимых различий в развитии исследуемого признака не выявил (Р>0,05).
Анализ выполнения детьми диагностического задания «Сюжетные картинки». Дети первой группы выполнили задание «Сюжетные картинки» в среднем на 1,5 балла, второй группы – на 1,1 балла.
Разброс индивидуальных показателей в первой группе составил 2 балла, второй группы – 1,1 балла (таблица 6, диаграмма 5).

Таблица 6.
Сформированость у детей 5-6 лет понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями

Методика
группа сентябрь 2014 г.
M U Р
«Сюжетные картинки», баллы 1 группа 1,5 0,891 P=0,373
2 группа 1,1

Примечание к таблице: М – среднее арифметическое значение, U – критерий Манна-Уитни, Р – вероятность ошибки.
Различия средних арифметических значений групп статистически значимы при Р < 0,05 Дети в своем большинстве смогли понять сюжетные картинки с явным смыслом. Картинки со скрытым смыслом смогли понять только двое детей. Двое детей первой группы смогли установить последовательность картинок со скрытым смыслом. Остальные дети не могли распределить внимание на несколько объектов одновременно. Смысл сюжета при правильно установленной последовательности картинок поняли адекватно. Практически все дети предпочли отвечать на вопросы, задаваемые нами по картинкам. Во второй группе трое детей были способны правильно установить последовательность событий, логично его объяснить и составить рассказ, придумать незавершенный конец. Многие дети оценили и поняли ситуацию на картинке «Нелепицы», только двое не смогли понять. Описание картинок было недостаточно полным. Большинству детей понадобилась помощь в виде наводящих вопросов. Диаграмма 5 Сформированость у детей 5-6 лет понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями (методика «Сюжетные картинки», баллы) Анализ полученных данных с использованием статистического критерия Манна-Уитни статистически значимых различий в развитии исследуемого признака не выявил (Р>0,05).
В ходе эксперимента было подсчитано количество детей первой и второй групп, выполнивших задания на высоком, среднем, уровне (приложение 1, диаграмма 6). Оценка результатов детей первой группы выявила, что у 5 детей интегральный показатель развития наглядно-образного мышления соответствует низкому уровню развития, у 5 – среднему уровню.

Диаграмма 6
Интегральные показатели развития наглядно-образного мышления детей 5-6 лет до эксперимента

Оценка результатов детей второй группы выявила, что развитие наглядно-образного мышления 4 детей соответствует низкому уровню развития, 6 – среднему.

Обобщая данные, полученных на констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента следует акцентировать внимание на следующем. В целом показатели детей обеих групп соответствуют средневозрастным показателям развития наглядно-образного мышления. Относительно более высокие результаты дети 5-6 лет продемонстрировали в тестовых задания, характеризующих сформированость целостного восприятия и понимания ситуаций. Дети испытывали трудности при выполнении тестов на понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.
Анализ интегральных показателей выявил, что у половины исследуемых детей наблюдается средний уровень развития наглядно-образного мышления, а у другой половины низкий уровень.
При сравнении показателей развития наглядно-образного мышления детей первой и второй групп с использованием критерия U – Maнна-Уитни статистически значимых различий не зафиксировано. Однако относительно более высокие результаты были характерны для детей первой группы.

Купить за 1200 ₽