или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2017 |
Количество страниц: | 69 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 03.02.2019 |
Количество просмотров: | 436 |
Рейтинг работы: |
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование необходимости формирования элементарных математических представлений дидактическими средствами
1.1.Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного возраста
1.2.Особенности формирования элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте
1.3.Разновидность дидактического материала по формированию элементарных математических представлений
Глава II. Методические аспекты использования дидактических игр для формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста
2.1. Содержание современных программ по формированию элементарных математических представлений посредством дидактических игр
2.2. Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста при отборе дидактических игр математического содержания
2.3. Виды дидактических игр и их структура
2.4. Методика организации и руководство дидактическими играми
2.5.Методика обследования уровня элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
2.6. Анализ данных по выявлению особенностей элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы и используемых источников
Приложения
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Для интеллектуального развития детей большое значение имеет восприятие ими математических представлений, которые влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Через познавательную деятельность реализуются практически все интегрированные области и программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе[19].
Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Во-первых, у детей развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Во-вторых, они познают пространственные отношения между предметами, устанавливают соответствующие связи, знакомятся с формой предметов, их величиной.
С четырёх лет дети активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количества, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий [21].
Потребность в игре и желание играть у дошкольников используется и направляется в целях решения определенных образовательных задач. Игра является средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом[12].
Одной из разновидности таких игр являются дидактические игры. Специфическим признаком дидактической игры, является их преднамеренность, планируемость, наличие учебных целей и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде (для педагога и в конечном итоге для детей).
Дидактические игры, как правило, ограничены во времени, в большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам (исключением могут служить некоторые развивающие дидактические игры, например для сенсорного развития дошкольников), их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности. В рамках дидактической игры, цели обучения достигаются через решение игровых задач [2].
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Сущность дидактических игр заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в занимательной и игровой форме. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Дидактическую игру используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения [11].
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в необходимости использования дидактической игры как познавательного и воспитательного средства для формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования математических представлений в младшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: теоретические обосновать и проанализировать влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогические основы формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста;
- проанализировать психологическую и методическую литературу на предмет изучения особенностей развития и сформированности математических представлений детей младшего дошкольного возраста;
- представить характеристику дидактической игры как средства формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста;
- разработать методические рекомендации для воспитателей детских садов по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста будет успешным при использовании дидактических игр, подобранных в соответствии с возрастом детей.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение, анализ и обобщение психолого - педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
Теоретико – методологической основой исследования явились:
«Вопросы общей психологии, психологии сенсорных процессов и движения», А. В. Запорожец;
«Вопросы усвоения детьми дошкольного возраста системных зна¬ний», Н.Н. Поддъяков, Е. И. Радина, А. П.Усова;
Современный развивающий деятельностный личностно-ориентированный подход к образованию на основе исследований Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и др.
Специфика овладения математическим материалом (И.М. Гилевич, А.П. Гозова, А.И. Дъячков, Е.А. Жеребятьева, И.А. Никольская, Г.В. Розанова, Н.Ф. Слезина, В.Б. Сухова, Л.И. Тигранова, В.В. Тимохин и др.);
Теория и практика дидактической игры (А. П. Усова, Е. И. Радина, Ф. Н Блехер, Б. И.Хачипуридзе, З. М. Богуславская, Е. Ф. Иваницкая, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцева, В. Н. Аванесова, А. Н. Бондаренко, Л. А. Венгер).
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в описании методики по формированию представлений о математических понятиях посредством дидактических игр.
Практическая ценность исследования состоит в составлении картотеки и описании требований к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС дошкольного образования в достижении целевых ориентиров по формированию элементарных математических представлений.
Похожие работы
Работы автора