В условиях рыночной экономики предприятию нельзя ограничивать свою деятельность только приобретением высококачественного товара, отвечающего запросам потребителей, и правильным установлением цены на него. Необходимо довести соответствующим образом этот товар до конечных потребителей. Для обеспечения эффективного сбыта приобретённых товаров предприятие должно проводить комплекс мероприятий, обеспечивающий физическое распределение товарной массы в рыночном пространстве, доведение товаров до потребителей и организацию их эффективного потребления. Это находит своё выражение в организации маркетинга на предприятии.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что предприятию необходимо уделять внимание потребностям рынка, осуществлять более глубокую и эффективную увязку сбыта товаров с маркетингом: исследованиями рынка, планированием ассортимента продукции, инструментарием коммуникационного микса для достижения целей предприятия.
В современных условиях на предприятии меняется характер работы по сбыту продукции, так как на первый план выдвигаются потребности и удовлетворённость покупателей, а не производителя товара. С помощью инструментов маркетинга можно провести исследование рынка, определить потенциал различных групп потребителей, оценить возможности и конкурентные преимущества предприятия, а также разработать сбытовую стратегию. При правильно организованном маркетинге налаживается функционирование всех процессов предприятия и повышается эффективность хозяйственной деятельности, ускоряется возврат оборотных средств предприятия, устанавливаются деловые контакты производителей с потребителями продукции, возрастает спрос, увеличиваются продажи товаров.
В процессе организации сбыта предприятие достаточно серьёзно должно изучить потребительские нужды, разработать систему эффективного стимулирования с той целью, чтобы товары легко реализовывались.
Для развития сбыта необходимо провести исследование методов маркетинга с целью выявления перспективных инструментов продвижения товаров от продавца до потребителя, организацию их розничной продажи на основе всестороннего анализа и оценки, используемых или намечаемых к использованию каналов и способов распределения и сбыта включая те из них, которыми пользуются конкуренты [4,с.88].
Критериями эффективности выбора являются: скорость товародвижения, уровень издержек обращения и объёмы реализации продукции. Считается, что эффективность избираемых предприятием форм и методов распределения и сбыта тем меньше, чем короче период времени, затрачиваемый на доведение товаров от места производства и места реализации и на их продажу конечному потребителю; меньше расходы на их реализацию и полученная при этом чистая прибыль. Главная цель состоит в сокращении суммарной величины сбытовых издержек, которая во многом, если не в основном, зависит от уровня коммерческой работы и службы сбыта. Если учесть, что у многих предприятий затраты на реализацию и сбыт продукции достигают примерно 40 % общего уровня издержек обращения, то становится очевидным значение этого направления деятельности и возрастает значение функций маркетинга.