или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.02.2012 |
Количество просмотров: | 276 |
Рейтинг работы: |
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ НА ОРИЕНТИРОВКУ ЖЕНЩИНЫ В КОНФЛИКТЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I.1. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
I.1.1. ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
I.1.2. ЛЮБОВЬ МАТЕРИ
I.1.3. ЛЮБОВЬ ОТЦА
ВЫВОД К § I.1.
I.2. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИИ
I.2.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА_38
ВЫВОД К § I.2
I.3. ОРИЕНТИРОВКА ЖЕНЩИНЫ В КОНФЛИКТЕ
ВЫВОД К § I.3
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
II.1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
II.2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК
II.2.1. МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ
ЛЮБВИ
II.2.2. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЙ
II.2.3. МЕТОДИКА "ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
II.3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
II.3.1. ЛЮБОВЬ МАТЕРИ
II.3.2. ЛЮБОВЬ ОТЦА
III. ВЫВОДЫ
III.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Исторически, семья является конкретной системой между супругами, родителями и детьми, занимает определенное место в социальных взаимодействиях. Она обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют взаимоотношения детей и родителей, которые оказывают большое влияние на развития и идентификацию ребенка.
Eсли родительство сопровождается нестабильной, конфликтной ситуацией, воспитание личности ребенка будет сопряжено со специфическим, неблагоприятным развитием. Человек учится выполнять мужскую и женскую роли в значительной степени от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. Также можно сказать о том, что наследуется модель родительской любви и дублируется в родительских свойствах к своим детям. По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т. е. достигших самого высокого уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Родительская любовь в исследовании нашей работы раскрывается как детерминирующий фактор во взаимодействиях женщины в конфликтных ситуациях. Она определяет исход конфликтной ситуации.
В деятельности человека возникают иерархические системы разнообразных связей явлений, подчиненных единой направленности на удовлетворение потребностей или достижения целей, ведущих к удовлетворению этих явлений в систему связей, человеческая деятельность выступает реальным процессом порождения этой системы (В. К. Шабельников, 2004). Влияние родительской любви на действия в конфликте определяет общая ориентировочная деятельность (П. Я. Гальперин, 1999, Ю. Б. Гиппенрейтер, 2000, В. К. Шабельников, 2003). У женщины выявляется основа ориентировочных действий (В. К. Шабельников, 2003), ее востребованность и сформированность. Раскрывается особенность взаимосвязи родительской любви и ее компонентов с особенностями деятельности женщины в контексте разных типов семейных отношений в ситуации конфликтного взаимодействия. В нашем исследовании изучаются эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты (Т. Н.Сидорова, 1987, В. В. Бойко, 1988, Соколова Е. Т., 1989, А. С.Спиваковская, 2004, Р. В. Овчарова, 2003) родительской любви и влияние этих компонентов на особенности взаимодействия в разных конфликтных сферах (Г. П. Мажура, 2003).
Объект исследования. Ориентировка деятельности женщины в конфликтном взаимодействии. Предмет исследования. Влияние компонентов родительской любви на ориентировку женщины в конфликтной ситуации. Цель исследования. Изучение психологической структуры родительской любви, влияние ее на ориентировочную деятельность женщины. Выявить влияние эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер родительской любви на ориентировку женщины в конфликтной ситуации. Задачи нашего исследования проанализировать теоретико-методологические положения, освещающие изучаемую проблему. Выявить структуру родительской любви у женщин, состоящих в разных типах семейных отношений (Р. В. Овчарова, 2003);
- Подобрать комплекс методик, отвечающих целям нашего исследования;
- Выявить специфику компонентов образов родительской любви, сформированной в детстве;
- Рассмотреть схемы ориентировочных действий
- Рассмотреть типы ориентировки и отдельных компонентов схемы основы ориентировочных действий (В. К. Шабельников, 2000, 2003, 2004).
-Раскрыть схемы ориентировочных действий по выходу из конфликтной ситуации, выявить особенность между группами испытуемых, различающиеся уровни ориентировки при выходе из конфликта;
-Определить характер взаимодействия в конфликтной ситуации испытуемых женщин под влиянием родительской любви;
-На основании материала исследования проблемы, разработать практические рекомендации.
Наша гипотеза состоит в том, что женщинам разных типов семейных отношений соответствует определенный компонент родительской любви. Ориентировочная деятельность женщин разных типов семейных отношений зависит от типа сформированности в процессе воспитания той или иной сферы родительской любви (компонента). В процессе формирования ориентировочной деятельности раскрывается связь компонентов родительской любви и сферы конфликтных взаимодействий женщины. Существует своеобразие компонентов родительской любви ориентировки в конфликте. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассматривается влияние психологической структуры родительской любви на ориентировку в конфликтных ситуациях женщины, состоящей в разных типах семейных отношений. Раскрытие функций сфер и компонентов родительской любви в контексте родительской семьи и разрешения собственных отношений. Методологическая основой является представления Л. С. Выготского о социальной среде, как факторе развития личности и конфликте, как механизме развития. Представления П. Я. Гальперина о двух типах ситуаций. Представления К. Маркса и Г. Ф. Гегеля о деятельности как определяющем факторе порождающем функциональную систему. Представления В. К. Шабельникова о роли семьи, как детерминирующей функциональной системе.
Теоретическая значимость исследования заключается в представлении и особенностях психологической структуры родительской любви, образа любви отца и матери. Исследование вносит вклад в разработку представлений о функциях семьи в развитие личности женщины. Описаны такие семейные детерминанты, как влияние родительской семьи, влияние родительской любви, организация собственных семейных взаимодействий. Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при проведении консультационной работе с женщинами, состоящими в разных типах семейных отношениях, находящимися в конфликтом взаимодействии. Методы исследования:
- монографический (теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы);
- сравнительный (сопоставление результатов по определенному критерию разных групп испытуемых);
- математической статистики (корреляционный анализ).
Методики исследования:
- Модифицированный опросник выявления представлений о родительской любви Р. В. Овчаровой
- Ориентировочная основа действий по выходу из конфликта В. К. Шабельникова
- "Характер взаимодействия в конфликтной ситуации супругов", (вариант для женщин) Г. П. Мажура
Характеристика эмпирической выборки. В исследовании связи между представлениями о родительской любви и собственных ориентировок конфликтном взаимодействии приняли участие 60 женщин г. Москвы в возрасте 21-28 лет, состоящих в разных семейных отношениях: с неполными семьями (одинокие матери), с полными семьи, состоящие в официально оформленных отношениях; с полными семьями, состоящие в неофициально оформленных семейных отношения - фактических (гражданский брак) и одинокие (не имеющие постоянных партнерских отношений). Достоверность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечивается всесторонностью и глубиной анализа материала, использованием методов, адекватных предмету исследования, репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных данных
Похожие работы
Работы автора