или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 90 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 27.12.2017 |
Количество просмотров: | 580 |
Рейтинг работы: |
О подготовке к олимпиадам по математике в 8 классе
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методические рекомендации для подготовки учащихся к олимпиадам………………………………6
1.1 Краткая историческая справка из истории математических олимпиад.......................................6
1.2 Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей для участия в олимпиадах......8
1.3 Технология работы с одаренными детьми…………….............................…………………….10
Глава 2. Создание авторской программы для подготовки учащихся к олимпиадам и ее обоснование…....13
2.1 Создание авторской программы…………………..…………………….......13
2.2 Авторская программа………………………………………………………...16
2.3 Структура тематического листа……………………………………………..18
2.4 Подробный анализ некоторых тематических листов………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………….74
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, в век постиндустриального, информационного общества, возрастает роль естественно-математических знаний, и это требует целенаправленных усилий по развитию интересов, склонностей и способностей учащихся общеобразовательной школы в области естественно- математических наук.
Одной из наиболее значимых форм повышенной математической подготовки являются математические олимпиады. Предметные олимпиады школьников в условиях современной школы - действенное средство формирования мотивации к учению, повышения познавательной активности учащихся, развития их творческих способностей, углубления и расширения знаний школьника по предмету. В первую очередь, олимпиады способствуют развитию умений решать задачи повышенной трудности.
Если в период зарождения и становления движения олимпиады по математике организовывались преимущественно с целью отбора наиболее способной молодежи в вузы страны, то сегодня они предстают как мероприятие государственное, охватывающее миллионы учащихся, и проводимое ежегодно. Популярность олимпиад свидетельствует о том интересе, который вызывают у учащихся математические соревнования, и показывает, что в наше время олимпиады являются важным средством развития математических способностей учащихся, в определенном смысле, подводящем итоги работы педагогических коллективов в области повышения уровня математического развития учащихся.
Актуальность и выбор темы обусловлены той важной ролью, которая принадлежит математическим олимпиадам в деле выявления учащихся, проявляющих склонности и способности к занятиям математикой, в совершенствовании содержания и форм работы по повышению уровня математических знаний учащихся в школе.
В нашей стране на сегодняшний день очень активно и всесторонне развивается олимпиадное движение различных уровней, начиная от школьных и районных олимпиад и заканчивая республиканскими и международными олимпиадами в различных областях познания. Одним из факторов, тормозящих это развитие, является то, что многие учащиеся, имеющие большой потенциал к участию в олимпиадах, не решаются этого сделать, поскольку у них возникает страх перед трудностями, они слабо представляют себе, как правильно подойти к решению той или иной задачи. Именно поэтому в данной работе предпринята попытка разработать такую методику подготовки учащихся к олимпиадам, которая позволит им приступать к решению той или иной задачи не боясь допустить ошибку, опираясь на ранее полученные знания.
Выбранная тема данной дипломной работы отвечает современным проблемам, существующим в области математического образования на сегодняшний день, поскольку решение олимпиадных задач служит хорошей подготовкой к будущей научной деятельности, заостряет интеллект. Неоценима роль процесса решения задач в овладении умениями и навыками познавательного и практического характера. Развитие творческого мышления, самостоятельности, подготовка учащихся к творческому труду возможны только при условии систематического решения задач.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7-8 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что решение сложных, нестандартных задач может доставлять радость.
Научная новизна данной работы заключается в создании авторской программы по подготовке учащихся к олимпиадам, с обоснованием выбора тем и структурированным подбором задач, по принципу «от простого к сложному».
Объектом исследования является процесс обучения решению олимпиадных задач на дополнительных занятиях в средней школе.
В качестве предмета исследования выступает методика преподавания основ решения олимпиадных задач в общеобразовательной школе, дидактический материал для подготовки к олимпиадам в общеобразовательной школе.
Цель: создание авторской программы, которая могла бы оказать практическую помощь учителю в его работе и учащимся в обучении.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать современные тенденции в исследованиях, посвященных вопросам решения олимпиадных задач в школьном курсе математики;
2) представить практический материал – решение задач, с выработанными методическими указаниями и рекомендациями;
3) разработать структуру, содержание и методику авторской программы по математике «О подготовке к олимпиадам по математике в 8 классе»;
4) провести апробацию.
В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) теоретический анализ проблемы, определение основных положений исследования;
3) обобщение и анализ теоретико-методического материала;
4) решение задач по данной теме;
5) экспериментальное преподавание (апробация), направленное на выявление эффективности предлагаемой методики проведения курса «О подготовке к олимпиадам по математике в 8 классе» в общеобразовательной школе.
Практическая значимость дипломной работы заключается в ее применении на уроках математики в 8 классе в качестве программы дополнительного образования и использовании разработанного дидактического материала для подготовки учащихся к олимпиадам.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, двух приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, сформулированы объект, предмет, задачи и раскрыта практическая значимость темы. В первой главе дана краткая историческая справка о зарождении математических олимпиад, изложены психолого-педагогические особенности отбора учащихся для участия в математических олимпиадах и технология работы с одаренными детьми. Во второй главе разработана авторская программа «О подготовке к олимпиадам по математике в 8 классе», подробно описана система работы по данной программе, обоснован выбор каждой темы и изложена структура тематического листа, посредством которого ведется подготовка к математическим олимпиадам. В заключении подведены итоги проделанной работы, сделаны выводы, намечены дальнейшие цели и перспективы по работе в данном направлении.
В работе имеется два приложения. В приложении А рассмотрены 30 листов для учителя с решенными задачами, с имеющимися указаниями к ним. В каждый лист для учителя рекомендуется включать сводную таблицу успеваемости по серии, но поскольку таблицы в каждом листе идентичны, мы включаем ее только в описание структуры листа. В дальнейшем при работе с данной программой таблица включается в каждый лист. В приложении Б рассмотрено 30 листов для ученика с задачами, подобранными в соответствии с уровнем умственных способностей возрастной группы учащихся 8 класса.
Похожие работы
Работы автора