Студенческий портал

StudyNote RU admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Педагогика > Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках музыки

Тема дипломной работы: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках музыки

2500 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях!

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы:Дипломные работы
Категория:Педагогика
Год сдачи:2017
Количество страниц:76
Оценка:Отлично
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках музыки (Дипломные работы - Педагогика).

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…..............................................................................................................2

Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных
действий на уроках музыки у младших школьников………………………………………………………………………8

1.1 Характеристика и
этапы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших
школьников…………………………………….8

1.2
Уроки музыки в современной начальной школе…………………………..18

1.3  Педагогические условия формирования у младших
школьников коммуникативных универсальных учебных действий на уроках музыки…..27

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по
формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших
школьников на уроках музыки………………………………………………..43

2.1.
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
на уроках музыки………………………………………43

2.2.
Включение педагогических условий по формированию коммуникативных универсальных
действий у младших школьников на уроках музыки……………………………………………………………………50

2.3.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………..61

Заключение……………………………………………………………………...65

Список литературы и информационных
ресурсов…………………………68

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

     

      С самого рождения каждый человек, являясь
представителем социума, испытывает потребность в общении с другими людьми,
которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к
глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет
потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических
знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального
опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативных
универсальных учебных действий рассматривается учёными как условие успешной
адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость
формирования коммуникативных универсальных учебных действий с самого раннего
возраста.

Ориентация современной педагогики на
гуманизацию воспитательного процесса выдвигает в число актуальных проблем
создание оптимальных условий развития личности каждого учащегося, его
эффективного общения со сверстниками и окружающими людьми. Особенно остро эта
проблема касается младших школьников, так как, по данным
психолого-педагогических исследований, процесс осуществления коммуникативных
универсальных учебных действий у учащихся данного возраста достаточно сложен.

Несмотря на понимание важности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников в современной школе, анализ
педагогической практики свидетельствует о существенных недостатках в данной
сфере. Педагоги недостаточно уделяют внимание рассмотрению педагогических
условий и путей развития коммуникативных универсальных учебных действий у
младших школьников, особенно во внеучебной деятельности. Мало уделяется
внимания их развитию с учетом индивидуальных показателей развития, недостаточно
полно используются возможности внеучебной деятельности, а именно включение в
нее таких практико-ориентированных средств развития коммуникативных
универсальных учебных действий, как деловые игры, тренинги, специализированные
упражнения.

Выявленные недостатки в практике развития коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников объясняются наличием
объективно складывающихся противоречий:

- между необходимостью владеть умением общаться
с людьми и несформированностью данных универсальных учебных действий;

- между существующей потребностью поиска
эффективных способов развития коммуникативных универсальных учебных действий
младших школьников и недостаточной изученностью данной проблемы;

- между возможностями внеучебной деятельности и
недостаточном использовании практико-ориентированных средств развития
коммуникативных универсальных учебных действий.

Проблеме развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников посвящен ряд современных исследований,
среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А.
Веселковой, С.В. Коноваленко, З.Я. Роот и др. В качестве основных средств формирования
данных универсальных учебных действий младших школьников авторы используют
коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, практические задания,
которые могут быть эффективно применены как в учебной, так и во внеучебной
деятельности, которая призвана активно развивать коллективные отношения, и в
которой возможно органично организовать эффективный процесс общения учащихся.
[24, с 240]

Актуальность рассматриваемой нами проблемы
вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в поиске эффективных
методов психолого-педагогического воздействия на личность младшего школьника с
целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий, влияющих не
только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития
личности в целом.

Таким образом, актуальность исследования
определяется следующими фактами:

1) необходимостью дальнейшей работы по
совершенствованию коммуникативных универсальных учебных действий младших
школьников, что связано с общими задачами образования, с требованиями
современного этапа реформирования и модернизации российской системы
образования;

2) потребностью в разработке технологии
развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников,
позволяющей установить максимально эффективные взаимоотношения с окружающим
миром;

3) изобилием теоретического и практического
материала по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных
действий учащихся  и неразработанностью
технологии его применения.

Теоретические основы формирования
коммуникативных
универсальных учебных действий
личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А.
Брудного, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А.
Яноушека и др.
[9, с.
90; 11, с. 120
]

Учеными выявлена сущность коммуникативных
универсальных учебных действий, предложены способы их развития. Однако данные
труды не затрагивают проблемы развития коммуникативных универсальных учебных
действий в младшем школьном возрасте в ходе организации музыкальных занятий.

Таким образом, основная проблема состоит в
отсутствии точного представления об эффективности и особенностях педагогической
работы по развитию коммуникативных
универсальных учебных
действий
младших
школьников; в отсутствии педагогических технологий развития коммуникативных
универсальных
учебных действий
учеников.

Исходя из актуальности данной проблемы, была
определена тема исследования: «Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников на уроках музыки».

Объект
исследования:
формирование у младших школьников коммуникативных
универсальных
учебных действий
.

Предмет
исследования:
педагогические условия  формирования коммуникативных универсальных
учебных действий
у
младших школьников.

Цель
исследования
: теоретически обосновать и
опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования у
младших школьников коммуникативных
универсальных учебных действий на
уроках музыки.

Гипотеза
исследования
заключается в том, что процесс формирования
коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников будет более
эффективным, если на уроках музыки соблюдаются следующие педагогические условия:

-   включение в содержание  интерактивных музыкальных произведений;

- включение в содержание творческих заданий с
применением информационных технологий.

 

Задачи
исследования:

1) уточнить содержание понятия «коммуникативные универсальные учебные
действия»
;

2) охарактеризовать особенности современного
урока музыки в начальной школе;

3) выявить педагогические условия формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников и проверить
их эффективность;

4) разработать комплекс заданий по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

         
В данной работе мы использовали следующие методы исследования:

1) теоретические – анализ
психолого-педагогической и музыкально-методической  литературы, информационных ресурсов, синтез и
сравнение;

2) эмпирические – педагогическое наблюдение,
практические задания, педагогический эксперимент;

3) методы обработки данных – количественный и
качественный анализ результатов;

    4)
методы презентации - таблицы, гистограммы.

Теоретической
основой
формирования коммуникативных универсальных учебных
действий
явились
труды А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И.
Шевандрина, и др. авторов.

Практическая
значимость
исследования заключается в разработке программы по формированию
коммуникативных
универсальных
учебных действий
у младших школьников. Данная методика может
быть использована в работе учителей музыки общеобразовательных школ и
преподавателей дополнительного образования.

Исследование проводилось на базе МОУ «Анишинская СШ имени Героя Советского Союза А. С.
Гостева» д. Анишино Венёвского района Тульской области в 2015-2016 учебном
году. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 10 учащихся 4 класса.

 

 

 

 

 

 

Для изучения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках музыки мы использовали викторину «Мир музыки» (См. Приложении 1) и творческое задание в форме презентации «О чем говорят звучащие картины?» (См. Приложение 2).
Викторина «Мир музыки» была направлена на то, чтобы узнать могут ли младшие школьники ориентироваться на партнера по общению.
Творческое задание в виде презентации «О чем говорят звучащие картины» было направлено для выявления уровня владения учащимися определенными вербальными и невербальными средствами общения
Наблюдение за детьми на уроке музыки позволило нам выявить степень сформированности у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Нами была разработана программа наблюдений, в которой фиксировались активность и особенности общения у детей, умение взаимодействовать со сверстниками, степень заинтересованности к работе на уроке.
Выполнение практических заданий было направлено на выявление готовности и способности у учащихся выстраивания диалога, взаимодействия со сверстниками при решении музыкально-творческих задач и умения младших школьников воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Обобщенные результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, представлены в протоколе 1.