или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2021 |
Количество страниц: | 78 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 13.04.2021 |
Количество просмотров: | 451 |
Рейтинг работы: |
Содержание
Введение
………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА
1
Теоретические аспекты развития
графоморных навыков у детей с нарушением интеллекта ………………………………………..……. 7
1.1 Понятие
графомоторных навыков …………………………………………. 7
1.2 Особенности
графомотных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в
интеллектуальном развитии ………………….. 15
1.3 Методические
приемы развития графомоторных навыков детей младшего школьного возраста с
нарушением в интеллектуальном развитии …….. 21
Выводе
по главе ………………………………………………………………
32
ГЛАВА
2
Экспериментальное выявление уровня
сформированности графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта …………...
34
2.1 Программа и
методика исследования ……………………………………..34
2.2 Анализ результатов диагностики детей
……………………….…………..37
2.3 Работа по развитию графомоторных
навыков детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном
развитии на формирующем этапе исследования …………………………………………………………………… 42
2.4 Анализ результатов графомоторных
навыков детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном
развитии на контрольном этапе …………………………………………………………………………………… 48
Выводы
по главе ……………………………………………………...………54 Заключение
……………………………………………………………………. 56
Список
литературы …………………………………………………………... 60
Приложения
Актуальность
исследования обусловлена тем, что специалистами
отмечается значительный рост обучающихся с несформированными графомоторными
навыками. Движения обучающихся, зачастую, неловки, замедлены, плохо
координированы или импульсивны. Особую сложность для обучающихся с нарушением в
интеллектуальном развитии из-за существующих отклонений в развитии мелкой
моторики представляет форсированность навыков самообслуживания: застегивание и
расстегивание пуговиц, шнурование ботинок. Научно
доказана необходимость развития активных движений пальцев рук у детей с
нарушением в интеллектуальном развитии. В основе современных теорий, которые
разработаны учеными, лежит концепция И.П. Павлова, который отмечает, что
развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. Автор считает, что
хорошее развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых
центров в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии,
поскольку речь очень тесно связана с
мышлением [20].
Проблеме развития графомоторных навыков
детей посвящены работы М.М. Безруких [4], Н.В. Агарковой [1], М.М. Кольцовой
[16]., Т.А. Власовой [6], Н.Н.Волосковой [7].
Объект исследования – графомоторный
навык младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии. Предмет
исследования – методические приемы развития графомоторных навыков младших
школьников с нарушением в интеллектуальном развитии.
Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что определение
особенностей графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с
нарушением в интеллектуальном развитии может способствовать правильному подбору
заданий на штриховку, обводку, упражнений порисованию различных узоров и
бордюров, и разработке на их основе конспектов уроков, проведение которых
позволит преодолеть затруднения в обучении таких детей письму.
(фрагменты работы)
Выводы по Главе
Таким образом, в ходе теоретического анализа проблемы было установлено:
1.Графо-моторные навыки представляют собой автоматизированный способ дифференцирования и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, а также их начертание с помощью определенных движений руки. Довольно сложный психологический, педагогический и физиологический процесс представляет собой развитие графомоторных навыков. И виду этого очень важно помогать ребенку в развитии графомоторной деятельности в целях более успешного и интересного процесса.
2.Характерными нарушениями навыков у детей с нарушением интеллекта являются: низкий уровень познавательной активности; свойственны недостаточная целенаправленность, а также не умение анализировать и соблюдать последовательность действий выполнения заданий на уроках; смешение графически сходных букв; слабость самоконтроля во время письма, для таких детей характерно несовершенство двигательного и зрительного контроля движений; низкая способность к анализу и синтезу визуально поступающей информации; снижение дифференцированности зрительного восприятия и анализа; неумение подчинить восприятие поставленной задаче; низкий уровень осмысления наглядно и на слух воспринимаемого материала; недостаточная координированность движений, в особенности – тонкий движений пальцев, а также наличие лишних движений, неумение рационально распределять усилия, повышенная резкость, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров.
3.Под методическим приемом мы будем понимать конкретный способ, деталь, элемент метода. Многократное повторение приемов способствует выработке навыков, которые постепенно переходят в умение. Развитие графо-моторных навыков у детей с задержкой психического развития включает в себя работу по развитию ручной моторики и подготовка руки ребенка к письму. В практической деятельности педагога при развитии графомоторного навыка на уроках письма особое внимание уделяется таким приемам как штриховки, обводки, упражнения на прописывание отдельных элементов прописных букв.
Выводы по Главе
По итогам диагностики с помощью методик «Домик» (по Н. Н. Гуткиной), «Дорожки» (по Л. А. Венгеру), «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову), «Штриховка» (по М. М. Безруких); «Графический диктант» (по Д. Б. Эльконину) было установлено, что 100% младших школьников в ходе выполнения проб постоянно сдвигали левой рукой лист бумаги с места, не могли регулировать нажим карандаша и контролировать движения карандаша на листе. Нарисованные линии были неровные и искривленные, дрожащие, прерывистые, размер элементов не соответствовал образцу, не везде верно воспроизведена последовательность элементов. Как показал эксперимент, у обучающихся наблюдается слабость мышечных усилий ведущей руки, а также выявлено отсутствие точности и уверенности при выполнении заданий. Говоря об общей особенности всех обучающихся, следует отметить неумение работать в едином темпе под руководством учителя.
Анализ результатов по методикам позволил предположить, что графические ошибки обучающихся с нарушением в интеллектуальном развитии на начальном уровне образования связаны как с низким уровнем развития восприятия и внимания, так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки.
Для формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии в рамках представленного исследования составлена программа коррекционно-развивающего курса, определяющий структуру и содержание дисциплины, ее место и значение в системе подготовки обучающихся. По итогам диагностики нами были подобраны задания, направленные на развитие графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на начальном уровне образования. Данные задания способствуют укреплению мышц руки, сосредоточению и улучшению координации движений.
В процессе этих упражнений дети могут научиться произвольно управлять движениями пишущей руки, контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность и слитность. Выполнение заданий будет способствовать развитию таких качеств движений как координированность, точность, гибкость, ритмичность.
Во время выполнения детьми графо-моторных упражнений рекомендуется использовать простой мягкий карандаш, при рисовании младшие школьники сначала выполняют задания на штриховку прямыми вертикальными штрихами (сверху – вниз), затем горизонтальными (слева – направо), после наклонными (сверху – вниз). При этом особое внимание надо уделять тому, чтобы во время выполнения заданий ребенком штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.), а линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины.
После проведения программы коррекционного развивающего курса наблюдается положительная динамика у детей с нарушением в интеллектуальном развитии на начальном уровне образования после проведения программы коррекционного развивающего курса.
Несмотря на это, всем обучающимся необходима дополнительная коррекционная работа в виде дидактических упражнений и игр, осуществляемых во внеурочной деятельности.
Похожие работы
Работы автора