или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2021 |
Количество страниц: | 60 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 04.03.2022 |
Количество просмотров: | 292 |
Рейтинг работы: |
Одной из
отличительных особенностей Федерального Государственного Образовательного
Стандарта является характер обучения, главной целью которого является
всестороннее развитие личности обучающихся.
Существующая в
настоящее время система обучения отходит от традиционных результатов обучения в
виде знаний, навыков и умений. Современные требования сформированы в виде
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Стандарт
диктует необходимость личностной ориентации системы образования, его
деятельностный характер, формирования общих учебных умений и навыков и
использования совокупных способов учебной, познавательной, коммуникативной и
творческой деятельности.
Такой предмет как
«Иностранный язык» дает возможность ученикам развивать навыки и умения учебной
и мыслительной деятельности, которые формируются по мере изучения всех школьных
предметов.
Планируя свою
речь, ученики учатся планировать свое речевое поведение в бытовых ситуациях.
Они учатся общаться, представляя себя в различных социальных ролях и
сотрудничать, работая в коллективе.
Несмотря на
достаточно высокую степень разработанности проблемы формирования устных речевых
умений, вопросы активного вовлечения учеников до сих пор не раскрыты ни в одном
из существующих исследований по данной проблеме. При планировании занятий
межпредметные связи, в основном, учитываются в недостаточной мере. Решить
данную проблему смогла бы современная предметно – языковая интегрированная
технология (CLIL).
Имеющийся недостаток проработки
проблем обучения устному речевому высказыванию объясняет актуальность выбранной темы
исследования – формирование метапредметных универсальных
учебных действий в предметно-языковом обучении (CLIL) в 9 классе
общеобразовательной школы.
Научная новизна работы
состоит в более детальной проработке методики предметно – языкового
интегрированного обучения и разработке рекомендаций по внедрению CLIL в процесс школьного обучения.
Объектом данного исследования является процесс формирования
метапредметных универсальных учебных действий (УУД) при помощи использования
иностранного языка в условиях основной школы.
Предмет исследования–потенциал
языковой технологии CLIL.
Цель исследования
– теоретическиГипотеза исследования – формирование универсальных учебных действий у учеников
основной школы будет более эффективным, если:
1)
Образовательный процесс
реализуется в несколько этапов, обеспечивая усвоение школьниками основных
компетенций
2)
Используется технология
предметно – языкового обучения, которая направлена на интеграцию иностранного
языка и предметного содержания других дисциплин, изучаемых в школе
3)
Разработана и реализуется
модель формирования иноязычной компетенции на основе CLILтехнологии у обучающихся общеобразовательной школе.
Исходя из цели, объекта,
предмета и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1)
Раскрыть сущность CLIL – технологии
2)
Определить место CLILв рамках
компетентностного подхода
3)
Установить роль и место
технологии предметно – языковой интеграции в учебном процессе
4)
Изучить процесс формирования
метапредметных УУД у учеников 9 класса общеобразовательной школы.
Методологической основой исследования
послужили:
- исследования, посвященные
компетентностному подходу в образовании: Гудкова С.А., Гуревич П.С., Жорабекова
А.Н.;
- работы, определяющие
роль и место CLIL в учебном процессе: Канцур А.Г., Казеева С.М., Попп Т.В.,
Салехова Л.Л.;
- а также труды
отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающие понятие и содержание
CLIL: Гривесон М., Павон В., Симакова С.М., Цыганов А.В., Юрасова Е.С., Эннис
М. и др.
Теоретическую основу исследования составили:
1)
Лично – деятельностный подход
(Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев и др.)
2)
Концепция иноязычной
коммуникативной компетенции и исследования, посвященные вопросам ее
формирования и развития (Г.И. Богин, М.Н. Вятютнев, Н.Д.Гальскова и др.)
3)
Когнитивная теория билингвизма
J. Cummins
Информационные источники: проекты ФГОС
основного общего образования (5 – 9 классы), Государственная программа
Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 года.
Для успешной реализации
поставленных задач в данной работе использованы следующие методы:
а) теоретические
методы: теоретико-методологический анализ
(определение исходных
положений исследования); понятийно-терминологический анализ (характеристика
понятийного поля проблемы);
моделирование (создание
педагогической модели формирования навыков предметного обучения с
использованием технологии СLIL при изучении предмета «География» для учеников общеобразовательной
школы)
б) эмпирическо-практические методы:
изучение
нормативно-правовых документов в области методики обучения иностранным языкам;
исследование и обобщение
эффективного опыта применения технологии CLIL;
опытно-исследовательская
работа, наблюдение.
Организация и база исследования. Исследование проведено на базе МАОУ СОШ 85.
Этапы исследования. Избранная
методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования,
которое состоит из трех этапов.
Первый этап – изучение
состояния проблемы в философской, психологической, методической и
педагогической литературе и в практике среднего образования; ее теоретическое
осмысление, конкретизация научных идей; формулирование гипотезы исследования; определение
цели, объекта, предмета, задач, методики, практической и теоретической
значимости исследования.
Второй этап – определение
основных положений, разработка модели, программы занятий по английскому языку
на основе технологии CLIL; определение методов организации исследования; апробация
теоретических положений и публикация текущих результатов.
Третий этап – организация
экспериментальной работы на практических занятиях по предмету «Экология» МАОУ
СОШ № 85.
Четвёртый этап – проверка
обобщение и анализ результатов, выдвинутой гипотезы, обработка результатов
опытной работы, внедрение полученных результатов в практику средней школы,
оформление выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования
заключается в уточнении характерных особенностей применения CLIL, выделении
психологических и педагогических принципов её применения в средней
общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования
обусловливается возможностью применения разработанных методических рекомендаций
при реализации методики CLIL при обучении предмету «Экология» в средней
общеобразовательной школе.
Личное участие соискателя в
исследовании и получении научных результатов состояло в проведении системного
анализа применения CLIL-технологии на уроке по географии в средней общеобразовательной
школе. Работа по анализу и обобщению теоретического и экспериментального
материала, а также опытно-экспериментальная работа проведена лично автором.
Обоснованность и достоверность результатов исследования достигаются благодаря опоре на научные труды по философии, культурологии,
методике обучения иностранным языкам, педагогике; положения системного,
коммуникативного, культурологического и партисипативного подходов; применению
исследовательских методов, соответствующих объекту, цели и задачам
исследования; поэтапным качественным и количественным анализом полученных
данных, внедрением в образовательный процесс технологии CLIL при обучении
предмету «Экология» в средней общеобразовательной школе.
Содержание работы:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ. 7
1.1. Clil –
технология: сущность, цели и основные этапы.. 7
1.2
Метапредметные универсальные учебные действия: сущность и особенности. 26
1.3 Модель формирования коммуникативных УУД у школьников на
основе предметно-интегрированного подхода. 29
Итоги главы.. 33
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО.. 35
ПОДХОДА.. 35
2.1 Диагностика сформированности коммуникативных УУД.. 35
на констатирующем этапе исследования. 35
2.2 Апробация модели формирования коммуникативных УУД на
основе предметно-языкового интегрированного подхода во внеурочной деятельности. 41
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования на
контрольном этапе опытно-поисковой работы.. 45
Итоги главы.. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 60
Шаблон технологической карты предметно-языкового
интегрированного урока (CLIL-урока) 60
Приложение 2. 63
Приложение 3. 68
Конспекты занятий на основе предметно-языкового
интегрированного подхода к модулю «Частички прошлого» для обучающихся 9-го
класса. 68
Приложение 4. 70
Карточка модуля: «Частички прошлого: слова, обозначающие
количество». 70
Приложение 5. 73
Результаты повторной диагностики сформированности
коммуникативных УУД у детей старшего школьного возраста. 73
Приложение 6. 79
Динамика развития коммуникативных УУД
старших школьников на констатирующем и контрольном этапах опытно-поиск 79
(фрагменты работы)
Умения коммуникации – это способы деятельности, которые позволяют человеку оформлять свои мысли в текст и понимать содержание чужих текстов, то есть под коммуникативными умениями мы понимаем умение изучать литературу с пониманием прочитанного, слушать, вникать в суть, задавать вопросы по теме, а также умение компактно оформить свои мысли. Коммуникативные универсальные учебные действия – это способы решения языковых и речевых задач, результатом которых является развитие смыслового чтения, сформированность диалогической и монологической речи, ориентирование в разных типах текста.
Суть развития коммуникативных универсальных учебных действий состоит в отборе способа решения коммуникативных задач, связанных со смысловым чтением, диалогической и монологической речью.
Таким образом, можно выделить следующие группы коммуникативных универсальных учебных действий: развитие смыслового чтения, конструирование устных и письменных текстов, участие в учебном диалоге и построение диалогической речи. Смысловое чтение и конструирование текстов – общие коммуникативные умения, которые предполагают умение работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием, а участие в диалоге предполагает умение строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками, то есть работу в парах, группах, командах.
Следует отметить взаимосвязь коммуникативных УУД с регулятивными и познавательными. Мы не можем развивать универсальные учебные действия отдельно друг от друга. То есть, коммуникация невозможна без регулятивных умений, таких как контроль своего поведения. Смысловое чтение невозможно развивать без умения работать с информацией, которое относится к познавательным УУД.
Похожие работы
Работы автора