Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по педагогике > ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Тема дипломной работы: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

2000 ₽
Купить за 2000 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: «Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева»
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2025
Количество страниц: 86
Оценка: 5
Дата публикации: 07.08.2025
Количество просмотров: 20
Рейтинг работы:
Описание работы

Актуальность исследования. Многие современные школьники не хотят учиться и происходит это с первых лет обучения. Поэтому формирование положительного отношения к обучению выступает важнейшим направлением в работе начальной школы. Этот

этап возрастного развития характеризуется сменой социальной ситуации в жизни ребенка, отражающей специфику взаимодействия с ближайшим социальным окружением, ведущей деятельностью становится учебная и отношение к ней должно быть положительным. 

Выработка положительного отношения к учебной деятельности зависит от множества факторов: наличия познавательной мотивации, активности, интереса, степени вовлеченности в учебный процесс, осознания своих возможностей, умений проявлять волевые усилия для преодоления трудностей и удовлетворенность своим учебным статусом.

Согласно Федеральной образовательной программе НОО (ФОП НОО) достичь результатов обучения возможно только через выработку у учащихся потребности учиться, способности к саморазвитию, умениям применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях.

 В этом случае построение образовательного процесса станет эффективным, если оно носит практикоориентированный, деятельностный характер. Одним из школьных предметов, нацеленных на решение данной задачи, выступает предмет «Труд (технология)». Сказанное выше определяет актуальность и значимость проблемы формирования положительного отношения к обучению и использования для этого возможностей уроков технологии.   

Степень разработанности проблемы. Отношение к учебной деятельности предполагает выработку позиции ученика как субъекта обучения. Учебная деятельность как особая деятельность ребенка, в ходе которой осуществляется обучение и познание, изучалась В. В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Давыдовым и др. 

Положительное отношение к учебной деятельности с точки зрения выработки мотивации исследовалось (Л. И. Божович, Е И. Ильиным, А. К. Марковой, А. Маслоу, М. В. Матюхиной и др.), влияние эмоционального компонента положительного отношения к учебной деятельности подчеркивается (А. Д. Андреевой, Д. Н. Мазур, С. Л. Рубинштейном, Т. И. Шамовой и др.). Ученые считают, что положительное отношение к учению находится в прямой зависимости с успешностью в обучении, овладении компонентами учебной деятельности, предупреждении пробелов в знаниях, отставании, неуспеваемости.  

Специфика уроков технологии, тесно связанная с учетом потребностей региона, позволяет говорить о возможности освоения младшими школьниками преобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности (Т. П. Зуева, Л. Г. Казакова, Н. М. Конышева, Е. А. Лутцева, И. И. Монгуш, Е. А. Постников, Л. Н. Серебренников и др.).

Проанализировав психологопедагогическую литературу по проблеме формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников на уроках технологии, выявили противоречие между необходимостью выбора оптимальных направлений работы на уроках технологии и недостаточной изученностью роли этих уроков при обучении младших школьников в процессе формирования у них положительного отношения к учебной деятельности. 

На основании выдвинутых противоречий сформулировали проблему исследования: «Каковы основные направления и формы работы на уроках технологии, способствующие выработке положительного отношения к учебной деятельности?»

Сказанное подтверждает актуальность проблемы и позволяет избрать тему исследования: «Формирование положительного отношения к учебной деятельности младших школьников на уроках технологии».

Объект исследования: положительное отношение младших школьников к учебной деятельности.

Предмет исследования: формирование положительного отношения младших школьников к учебной деятельности на уроках технологии.

Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможности уроков технологии, направленных на формирование положительного отношения к учебной деятельности младших школьников.

Гипотеза исследования:

процесс формирования положительного отношения младших школьников к учебной деятельности будет более эффективным, если на уроках технологии применяются формы работы, способствующие выработке учебной мотивации, позитивного эмоционального отношения, познавательного интереса, познавательной самостоятельности, волевых усилий, способствующих решению познавательных задач. 

Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели

определены следующие задачи исследования: 

  1. Провести анализ психологопедагогической литературы по проблеме положительного отношения к учебной деятельности младших школьников. 

  2. Рассмотреть особенности положительного отношения младших школьников к учебной деятельности.

  3. Раскрыть содержание и формы работы по формированию у младших школьников положительного отношения к учебной деятельности на уроках технологии.  

  4. Диагностировать уровни сформированности положительного отношения младших школьников к учебной деятельности.

  5. Организовать работу по формированию положительного отношения младших школьников к учебной деятельности на уроках технологии. 

Методологическую базу исследования составили теории отношений и деятельности, в том числе учебной (А. Д. Андреева, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Н. Мясищев, И. П. Подласый, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова, Д. Б. Эльконин и др. ), теории

мотивации (М. Р. Гинзбург, Е. П. Ильин,  Д. А. Леонтьев, А. Г. Лусканова, А. Маслоу, А. К. Маркова и др.),

разработки по организации уроков технологии в начальной школе (Н. С. Антипорович, Э. М. Галямова, Т. П. Зуева, Л. Г. Казакова, Н. М. Конышева, Е. А. Лутцева, Л. Н. Серебренников, Н. А. Шамшина и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научнопедагогической литературы по проблеме учебной деятельности младших школьников, формирования положительной мотивации и отношения к учению, анкетирование учащихся с целью выявления сформированности положительного отношения к учебной деятельности; наблюдение, проективные методики, проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, методы математической обработки полученных количественных результатов

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

На основании изученной литературы по проблеме формирования у младших школьников положительного отношения к учебной деятельности, мы сделали ряд выводов.
1. Положительное отношение к учебной деятельности – это устойчивое и закрепившееся в сознании и поведении учащегося отношение, которое ведет к активизации познавательной деятельности, познавательной мотивации, самостоятельности в обучении.
2. Особенности положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников обусловлены возрастом и тем, что деятельность становится ведущей, а ребенок приобретает новый социальный статус – ученика. Главной целью учебной деятельности младшего школьника является формирование у него умений учиться, желания учиться, эмоционального отношения к учению и готовности к саморазвитию.
3. Содержание и формы работы по формированию положительного отношения к учебной деятельности на уроках предмета «Труд (технология)» обусловлены практико–ориентированным характером, взаимосвязи двух целей (учебной и трудовой), направленностью на подготовку детей к выбору профессии уже с начальной школы, воспитания уважения к труду, людям труда, расширения знаний о профессиях, освоение умений выполнять простейшие трудовые операции. Формами работы выступают создание проблемных ситуаций, проведение необычных уроков по форме, содержанию; включение игровых технологий, варьирование индивидуальных, групповых, фронтальных и коллективных видов работы, внедрение исследовательских заданий, учебных проектов, а также создание атмосферы психологического комфорта, сотрудничества и

Купить за 2000 ₽