или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 63 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 10.06.2016 |
Количество просмотров: | 599 |
Рейтинг работы: |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ЛИЧНОСТНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ 7
1.1. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности. 7
1.2. Креативность с позиции своеобразия личностных особенностей. 12
1.3. Понятие, сущность и функции лидерства. 14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ЛИЧНОСТНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ.. 27
2.1. Обработка и интерпретация результатов эмпирического
исследования ………………………………………………………………… 27
2.2. Практические рекомендации по развитию лидерских качеств в студенческом возрасте. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
(фрагменты работы)
Актуальность исследования. Современный мир характеризуется трансформациями, кризисами, своей нестабильностью. Поэтому общество нуждается в людях, которые, с одной стороны, могут соответствовать этим преобразованиям, а с другой стороны, умеют договариваться с другими, решать проблемы, добиваться поставленных целей, эффективно работать и в совместной деятельности добиваться значимых результатов.
Немаловажную роль в осуществлении совместной деятельности играют способности влиять на других, организовывать командную работу, быть авторитетным. Эти способности обеспечивают лидерские проявления. Но от лидера сейчас требуется умение вести группу к чему-то новому, не повторять старое, привычное, а искать продуктивные решения в достаточно сложных обстоятельствах, находить возможности продвижения там, где раньше их не видели, быть конкурентноспособным.
Креативность - это способность к продуцированию нового, к постоянному изменению, проявлению собственной неповторимости. Креативность помогает человеку найти творческое решение в нестандартной ситуации, ярче выразить свою индивидуальность и не затеряться в толпе.
Изучению креативности уделено внимание в исследованиях по психологии творчества (Л.М. Азариянц, JI.C. Выготский, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.Н. Козленко, Н.С. Лейтес, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, С.О. Раевский, А.З.Рахимова, Н.П. Сакулина, Н.М. Сокольникова, Е.Л. Солдатова, Е.А. Флерина, Б.П. Юсов, Е.Л. Яковлева, Дж. Гилфорд, Ф. Барон, А. Маслоу, Д. Харрингтон и другие).
В студенческом возраста происходит развитие креативности как способности к творчеству, связанной с определённой сферой человеческой деятельности (В.Н. Дружинин).
В современной психологии настал переломный момент в проблеме лидерства, раньше считалось, что эта черта человека является врожденной и проявляется в определенных условиях; теперь все больше учёных склоняются к тому что, лидерство не является врожденным, а вырабатывается у человека и проявляется в зависимости от обстоятельств и возможности применения навыков.
Таким образом, актуальность исследования продиктована необходимостью в дополнении теоретических данных по проблеме взаимосвязи лидерских качеств и личностной креативности студентов, расширение сферы ее применения.
Вопросы лидерства и креативности разрабатываются в психологии плодотворно, но обособлено друг от друга, поэтому существует сравнительно мало исследований, описывающих взаимосвязь лидерских качеств и личностной креативности студентов, что и определяет проблему исследования.
Цель исследования - выявить взаимосвязь лидерских качеств и личностной креативности студентов.
Объект исследования – лидерские качества студентов.
Предмет исследования - взаимосвязь лидерских качеств и личностной креативности студентов.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существует связь между проявлением лидерских качеств и креативности в студенческом возрасте: студенты, обладающие более выраженными лидерскими качествами, имеют и высокий уровень креативности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) осуществить обзор теоретических представлений о личностной креативности и лидерских качествах студентов;
2) провести эмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязи лидерских качеств и личностной креативности студентов;
3) разработать практические рекомендации, направленные на развитие лидерских качеств для представителей студенческих групп.
Теоретическую основу исследования при написании работы составили труды Р.Л. Кричевского, М.М. Рыжак о теориях происхождения лидерства, концептуальные положения психологии творчества и креативности, их роль в развитии личности (Д.Б. Богоявленская, А.А. Бодалев, А.А. Голованова, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, С.Ю. Степанов, Б.М. Теплов, Е.Л. Яковлева), возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.
Проблемой природы отношений творчества и деятельности занимался Г.С. Батищев, Ян Вильчек является автором наиболее развернутой системы представлений о природе творчества; причины практического творчества исследовал Альфред Адлер, Д.Б. Богоявленская изучала понятие креативной личности, Джордж Гилфорд предложил модель «структуры интеллекта», которая часто используется при работе с одаренными детьми.
Методологической основой исследования при написании работы выступили основополагающие принципы отечественной психологии, среди которых особую значимость в данном исследовании играли принципы системности, общения, развития, единства сознания и деятельности.
Для реализации поставленных задач была разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие группы методов:
1. Теоретические методы: анализ современной социально-психологической литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, психологическое тестирование, включающее в себя следующий комплекс взаимодополняющих психодиагностических методик:
2. Методика «Диагностика лидерских качеств» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
4. Методика выявления «коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2).
3. Математико-статистические методы: корреляционный анализ (К. Пирсон).
Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены использованием комплекса методик, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, качественной и количественной обработкой данных, корректным применением методов математической статистики (корреляционный анализ).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть учтены при разработке практических рекомендаций в виде тренингов, направленных на развитие лидерских качеств студентов путем активизации личностных, творческих и познавательных потенциалов обучающихся.
Также результаты исследования могут быть учтены преподавателями высшей школы в процессе профессионально-педагогической деятельности, а также применяться в образовательных программах и консультировании специалистов помогающих профессий (врачи, педагоги, психологи).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 57 наименований. Общий объем работы 64 страницы.
Похожие работы