или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Владивостока > Дальневосточный государственный университет (ДВГУ) > Институт психологии и социальных наук (ИПСН) > Факультет психологии |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2018 |
Количество страниц: | 100 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 18.04.2019 |
Количество просмотров: | 422 |
Рейтинг работы: |
В последние десятилетия
проблема субъективного благополучия всё чаще становится актуальной в
исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Это вызвано необходимостью
выявления, изучения и оценки факторов, влияющих на субъективное благополучие
личности.
Субъективное благополучие
считается одой из важнейших проблем психологии личности. Данная проблема
является актуальной и в студенческий период. Объяснить это можно тем, что с
окончанием школы, когда молодежь входит в новый период жизни, где сама жизнь
ощущается по-другому, появляются новые задачи и проблемы, решение которых
требует самостоятельности, а также важными становятся вопросы самоактуализации
и реализации жизненных планов. После завершения обучения в среднем учебном
заведении меняется социальный статус молодых людей, а также характер социальных
и личных отношений. Благополучие
студентов представляет собой осуществления личностной самоактуализации и
жизненной реализации.
Одиночество считается
значительной проблемой в студенчестве, но на сегодняшний день
жизнедеятельность современных людей,
а также и студентов, рассматривает такое
понятие как одиночество не только в негативном ключе, но и с позиции
позитивного функционирования, например как возможность заняться самоанализом,
размышлением о смысложизненных вопросах, а также развития личностных качеств и
свойств, вследствие чего − построение более осознанных поведенческих стратегий,
а также принятие данного состояния как ресурсного для человека. В связи с этим
возникает вопрос, может ли человек, переживающий состояние психологического
одиночества, считать себя благополучным?
Актуальность исследования
подтверждается и тем, что на данный момент очевидна необходимость анализа
природы и сущности одиночества как особого состояния личности, специфики его
переживания и выявление связи с благополучием личности.
Формулировка темы
квалификационной работы определила ее логику и структуру, обусловила выбор
объекта, предмета, цели исследования, а так же, совокупности исследовательских
задач.
Содержание представленной
на рецензию квалификационной работы в полной мере раскрывает, поставленные
перед исполнителем вопросы задания.
В общем, работа отличается полнотой информации о степени изученности
проблемы определения системы ценностных ориентация трудовых мигрантов в
постсоветском пространстве, детальным описанием выбранных в качестве точных и
максимально валидных методик эмпирического исследования, четкостью изложения
последовательности обработки полученных результатов по средствам
статистического анализа данных, используемых в психологии.
Содержание
Введение............................................................................................ 3
1
Теоретико-методологический анализ субъективного благополучия в психологии........................................................................................ 7
1.1 Теоретические
подходы к пониманию субъективного благополучия личности в психологии................................................................................... 7
1.2 Структурные
компоненты субъективного благополучия ......... 13
1.3 Основные
детерминанты субъективного благополучия........... 21
2
Теоретический анализ феномена
одиночества личности в психологической науке............................................................................................ 28
2.1 Общие
представления о понятии одиночества.......................... 28
2.2 Теоретические
модели одиночества.......................................... 31
2.3 Типы
одиночества...................................................................... 44
3
Эмпирическое исследование связи
субъективного благополучия и одиночества у студентов.................................................................................... 49
3.1 Организация
и ход исследования.............................................. 49
3.2 Результаты
эмпирического исследования................................. 53
3.3 Интерпретация
данных, полученных в результате исследования субъективного благополучия.............................................................................. 55
3.4 Интерпретация
данных, полученных в результате исследования субъективного ощущения одиночества.............................................................. 60
3.5 Анализ
корреляции субъективного благополучия и ощущения одиночества................................................................................ 66
Заключение...................................................................................... 70
Список литературы......................................................................... 73
Приложение А................................................................................. 78
Приложение Б.................................................................................. 79
Приложение В.................................................................................. 81
Приложение Г.................................................................................. 83
Приложение Д................................................................................. 85
Приложение Е.................................................................................. 87
Приложение Ж................................................................................. 89
Приложение З.................................................................................. 91
Приложение И................................................................................. 93
Приложение К................................................................................. 95
Приложение Л................................................................................. 98
(фрагменты работы)
Итак, проанализировав данные, полученные с помощью математического критерия ранговой корреляции Спирмена, можно сказать, что поставленная цель проверить наличие связи между субъективным благополучием и субъективным ощущением одиночества полностью достигнута, связь обнаружена на 1% уровне значимости (0,35), гипотеза исследования подтвердилась. Результаты данного подтверждения могут свидетельствовать о том, что у респондентов данной выборки есть связь между тем, как они осознают и оценивают своё благополучие в плане его комфортности / некомфортности жизни, а также их субъективного ощущения одиночества. Для части выборки одиночество становится тяжким бременем, ухудшающим качество их жизни, ощущения комфортности проживания. Для других же углубление в управляемое одиночество, уединение, становится важным фактором улучшения собственного ощущения комфортности жизни, что, вероятно, имеет причиной более осознанное понимание себя, проявления своих личностных сфер (потребностно-мотивационной, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой).
Таким образом, проведённое эмпирическое исследование не выявило значимых различий между различными шкалами, демонстрирующими различные аспекты и стороны субъективного благополучия и одиночества личности между двумя выборками студентов различных направлений профессиональной подготовки ШИГН ДВФУ.
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что шкала «Умеренный эмоциональный комфорт» является доминантной. При этом данные этой же выборки студентов показали, что уровни выраженности результатов по показателю Е – «экзистенциальность» различаются у студентов, распределяясь неравномерно с преобладанием среднего и низкого уровня этого показателя, что свидетельствует о том, что студенты демонстрируют ситуацию субъективного ощущения умеренного эмоционального комфорта в своей жизни при низкой или средней выраженности степени активности при необходимости что-либо менять в своей личной или профессионально ориентированной жизнедеятельности. Данные факты свидетельствуют об определённой психологической незрелости большей части респондентов данной выборки.
Таким образом, выявлено процентное распределение студентов, которые имеют различные показатели по методике субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, было выявлено, что низкий уровень одиночества является преобладающим у студентов. У большинства испытуемых по методике С. Г. Корчагиной (33 человека – 58%) выявлено неглубокое переживание возможного одиночества, которое характеризуется возможным, непродолжительным недостатком истинного человеческого общения, нехваткой понимания со стороны друзей и близких. Также интерпретация результатов по данной методике показала, что у 19 испытуемых преобладает отчуждающий вид одиночества, которое проявляется в возбудимости, тревожности, циклотимности характера, низкой эмпатии, противоборстве в конфликтах, выраженной неспособности к сотрудничеству, подозрительности и зависимости.
Так же, был проведен анализ корреляции субъективного благополучия и субъективного ощущения одиночества с помощью математического критерия ранговой корреляции Спирмена, где мы обнаружили корреляционную зависимость между субъективным благополучием и субъективным ощущением одиночества, тем самым гипотеза о связи субъективного благополучия и одиночества подтвердилась.
Похожие работы
Работы автора