Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по психологии > Креативность и адаптация в младшем школьном возрасте
Креативность и адаптация  в младшем школьном возрасте

Тема дипломной работы: Креативность и адаптация в младшем школьном возрасте

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Психология
Год сдачи: 2013
Количество страниц: 79
Оценка: 4
Дата публикации: 17.07.2014
Количество просмотров: 394
Рейтинг работы:
Описание работы

Актуальность.

Школьное обучение играет ключевую роль в становлении интеллектуальных сил личности. Л.С. Выготский указывал, что обучение не есть развитие, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. В то же время он отмечает, что эффективным будет только то обучение, которое построено в соответствии с закономерностями интеллектуального (умственного) развития личности.

Адаптивное и творческое поведение равным образом будет считаться конструктивным поведением.

В каждом ребенке заложены определенные творческие возможности, но в традиционной практике школьного образования содержание задач интеллектуального воспитания учащихся значительно искажается под влиянием педагогической позиции, так называемые одаренные дети, т.е. дети, отобранные по «положительному критерию», действительно выигрывают, попав в более качественную образовательную среду. Дети же с низкими исходными показателями уровня интеллектуального развития, которым и так «не повезло» с социально-культурными условиями, в значительной мере теряют шансы с точки зрения возможности своего интеллектуального роста в силу фактического действия ряда неблагоприятных факторов, таких, как низкое качество обучения. Низкий уровень педагогической квалификации учителя, упрощенные методики преподавания, специфическая социально-психологиче­ская атмосфера в классе и т.д.).

У творчества есть два главных врага: страх и психологическая инерция (ригидность мысли). Регуляционные, волевые, адаптационные механизмы, их интеграция в участии в креативном процессе исследованы недостаточно.

Так, в исследовании мы опирались на трансформационно-композицион­ную модель психической организации, предложенную В.Н. Парферовым.

Адаптационный потенциал регулирует и креативный процесс.

Механизм адаптации сложен и многокомпонентен, неравномерность проявления креативности в рамках одной возрастной группы в условиях разных систем обучения (программ) представляет интерес для исследователей. В русле этих рассуждений можно предполагать, что адаптационными возможностями обладают такие элементы творческой деятельности, как ассоциации.

Подвижность и динамичность ассоциативных процессов имеют непосредственное отношение к творческому процессу. В учебном процессе часто не учитываются адаптационные способности ребенка, учебные программы не учитывают индивидуальные особенности ребенка, его уникальный ментальный мир.

Экспериментальное исследование было направлено на изучение креативности и личностной адаптивной способности детей младшего школьного возраста в условиях различной технологии обучения.

Изучение креативности сопряжено с большими трудностями, которые возникают, главным образом, в связи с ее рассмотрением вне целостной структуры личности и вне ее жизненных целей. В настоящее время можно выделить несколько подходов к пониманию феноменов креативности. Среди них:

  • креативность как особенность интеллекта, как отражение уровня или свойства мышления [Д.Б. Богоявленская, 1981];
  • креативность как потребность личности в поисково-преобразователь­ной деятельности при условии активного взаимодействия со средой [Я.А. Пономарев, 1976; Н.В. Хазратова, 1978];
  • креативность как свойство целостной личности [А.М. Матюшкин].

В доступной нам литературе не удалось обнаружить исследований, посвященных особенностям взаимодействия креативности, личностных свойств и адаптационного потенциала, ее структурной организации в младшем школьном возрасте.

Цель исследования заключалась в изучении особенностей интеграции креативности, личностно-волевого и адаптационного потенциала личности учащихся младшего школьного возраста в условиях различной технологии обучения.

Гипотеза исследования: креативность представляет собой целостное многокомпонентное образование, в интегрировании личностно-волевыми и адаптационным потенциалом. Развитие образной и вербальной креативности способствует интеграции личностных свойств и адаптационного потенциала.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Осуществить анализ научных представлений о психологическом содержании феномена креативности.

2. Исследовать особенности интеграции креативности, личностных свойств и адаптационного потенциала в зависимости от различных технологий обучения.

Теоретико-методологическую основу работы составили ключевые положения личностно-ориентированного подхода (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн), интегративного подхода (В.Н. Панферов), исследования креативности как проявления неадаптивной продуктивной активности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Н.Е. Хазратова), особенностей личности креативных детей (В.М. Астапова). Использовались принципы организации сравнительного и комплексного исследования.

Предмет исследования – креативность как целостное личностное, взаимодействие личностных свойств и адаптационного потенциала младших школьников.

Объект исследования: в исследовании участвовали 60 учащихся 1 а и 1 д классов средней общеобразовательной школы МОУ  № 18, из них 30 человек в возрасте 7-10 лет составляли экспериментальную группу. Контрольная группа включала в себя 30 человек того же возраста. Все учащиеся в ходе исследования обучались по различным образовательным программам.

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы экспериментальный и психодиагностический методы, опрос, методы математико-статистического анализа данных психологического исследования.

В исследовании применялись следующие методики:

Методики диагностики креативности:

1. Тест Е.П. Торренса,

2. Опросник креативности П. Джонсона.

Методики диагностики личностных особенностей:

1. Опросник Р.Б. Кеттелла (Адаптированный модифицированный вариант Э.М. Алесандровской, И.Н. Гильяшевой детского личностного опросника Р.Б. Кеттелла).

Методики диагностики адптационного потенциала:

1. Тест эгоцентрических ассоциаций,

2. Уровень волевой саморегуляции,

3. Ситуативная тревожность (Тест Люшера).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Креативность интегрирована в структуру личностных свойств и адаптационного потенциала младших школьников.
  2. Развитие вербальной и образной креативности активизирует интеллектуальные, эмоциональные и регулятивные свойства личности младших школьников, расширяющие возможности их взаимодействия с социально-коммуникативной сферой. Развитие креативности также приводит к повышению адаптационного потенциала. На примере дифференциированного обучения были выявлены условия, необходимые для развития креативности младших школьников, позволяющие успешно адаптироваться к школе.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенной работы заключается в том, что в ней предложен и эмпирически обоснован подход к описанию креативности как личностно-адаптационного образования, что расширяет представления о структуре адаптационных способностей.

Купить за 2500 ₽