или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 79 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 17.07.2014 |
Количество просмотров: | 394 |
Рейтинг работы: |
Актуальность.
Школьное обучение играет ключевую роль в становлении интеллектуальных сил личности. Л.С. Выготский указывал, что обучение не есть развитие, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. В то же время он отмечает, что эффективным будет только то обучение, которое построено в соответствии с закономерностями интеллектуального (умственного) развития личности.
Адаптивное и творческое поведение равным образом будет считаться конструктивным поведением.
В каждом ребенке заложены определенные творческие возможности, но в традиционной практике школьного образования содержание задач интеллектуального воспитания учащихся значительно искажается под влиянием педагогической позиции, так называемые одаренные дети, т.е. дети, отобранные по «положительному критерию», действительно выигрывают, попав в более качественную образовательную среду. Дети же с низкими исходными показателями уровня интеллектуального развития, которым и так «не повезло» с социально-культурными условиями, в значительной мере теряют шансы с точки зрения возможности своего интеллектуального роста в силу фактического действия ряда неблагоприятных факторов, таких, как низкое качество обучения. Низкий уровень педагогической квалификации учителя, упрощенные методики преподавания, специфическая социально-психологическая атмосфера в классе и т.д.).
У творчества есть два главных врага: страх и психологическая инерция (ригидность мысли). Регуляционные, волевые, адаптационные механизмы, их интеграция в участии в креативном процессе исследованы недостаточно.
Так, в исследовании мы опирались на трансформационно-композиционную модель психической организации, предложенную В.Н. Парферовым.
Адаптационный потенциал регулирует и креативный процесс.
Механизм адаптации сложен и многокомпонентен, неравномерность проявления креативности в рамках одной возрастной группы в условиях разных систем обучения (программ) представляет интерес для исследователей. В русле этих рассуждений можно предполагать, что адаптационными возможностями обладают такие элементы творческой деятельности, как ассоциации.
Подвижность и динамичность ассоциативных процессов имеют непосредственное отношение к творческому процессу. В учебном процессе часто не учитываются адаптационные способности ребенка, учебные программы не учитывают индивидуальные особенности ребенка, его уникальный ментальный мир.
Экспериментальное исследование было направлено на изучение креативности и личностной адаптивной способности детей младшего школьного возраста в условиях различной технологии обучения.
Изучение креативности сопряжено с большими трудностями, которые возникают, главным образом, в связи с ее рассмотрением вне целостной структуры личности и вне ее жизненных целей. В настоящее время можно выделить несколько подходов к пониманию феноменов креативности. Среди них:
В доступной нам литературе не удалось обнаружить исследований, посвященных особенностям взаимодействия креативности, личностных свойств и адаптационного потенциала, ее структурной организации в младшем школьном возрасте.
Цель исследования заключалась в изучении особенностей интеграции креативности, личностно-волевого и адаптационного потенциала личности учащихся младшего школьного возраста в условиях различной технологии обучения.
Гипотеза исследования: креативность представляет собой целостное многокомпонентное образование, в интегрировании личностно-волевыми и адаптационным потенциалом. Развитие образной и вербальной креативности способствует интеграции личностных свойств и адаптационного потенциала.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ научных представлений о психологическом содержании феномена креативности.
2. Исследовать особенности интеграции креативности, личностных свойств и адаптационного потенциала в зависимости от различных технологий обучения.
Теоретико-методологическую основу работы составили ключевые положения личностно-ориентированного подхода (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн), интегративного подхода (В.Н. Панферов), исследования креативности как проявления неадаптивной продуктивной активности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Н.Е. Хазратова), особенностей личности креативных детей (В.М. Астапова). Использовались принципы организации сравнительного и комплексного исследования.
Предмет исследования – креативность как целостное личностное, взаимодействие личностных свойств и адаптационного потенциала младших школьников.
Объект исследования: в исследовании участвовали 60 учащихся 1 а и 1 д классов средней общеобразовательной школы МОУ № 18, из них 30 человек в возрасте 7-10 лет составляли экспериментальную группу. Контрольная группа включала в себя 30 человек того же возраста. Все учащиеся в ходе исследования обучались по различным образовательным программам.
Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы экспериментальный и психодиагностический методы, опрос, методы математико-статистического анализа данных психологического исследования.
В исследовании применялись следующие методики:
Методики диагностики креативности:
1. Тест Е.П. Торренса,
2. Опросник креативности П. Джонсона.
Методики диагностики личностных особенностей:
1. Опросник Р.Б. Кеттелла (Адаптированный модифицированный вариант Э.М. Алесандровской, И.Н. Гильяшевой детского личностного опросника Р.Б. Кеттелла).
Методики диагностики адптационного потенциала:
1. Тест эгоцентрических ассоциаций,
2. Уровень волевой саморегуляции,
3. Ситуативная тревожность (Тест Люшера).
Положения, выносимые на защиту:
Научная новизна и теоретическая значимость проведенной работы заключается в том, что в ней предложен и эмпирически обоснован подход к описанию креативности как личностно-адаптационного образования, что расширяет представления о структуре адаптационных способностей.
Похожие работы
Работы автора