или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Языкознание и филология |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 71 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 25.02.2017 |
Количество просмотров: | 649 |
Рейтинг работы: |
В настоящей дипломной работе рассматриваются метафоры немецких СМИ, которые в основном формируют немецкое представление о России. В ходе исследования выявлена специфика метафорического образа России в немецких СМИ на основе анализа и классификации активно использующихся в немецкой прессе метафор. В первой главе рассматриваются теоритические аспекты исследования метафор, их виды, функции и классификации. Рассматривается понятие "метафорическая модель". Вторая глава посвящена анализу, классификации и систематизации метафорических моделей, репрезентирующих образ России, а также выявлению особенностей метафор по сферам источникам "Социум", "Человек", "Природа", "Артефакт".
(фрагменты работы)
Настоящая дипломная работа посвящена исследованию метафорических конструкций, представляющих Россию в современных немецких средствах массовой информации.
Одной из важных проблем исследования современных лингвистических дисциплин является метафорическое словоупотребление в газетных публикациях.
Современная антропоцентрическая лингвистика исходит из постулата о том, что язык является не только средством передачи и выражения мысли и коммуникации, но и через язык проходит путь к осмыслению феномена индивидуума. Таким образом, отсчет идет от самого человека, его целей, намерений, мотивов, потребностей и ожиданий, от его коммуникативной и практической деятельности и ситуаций, в которых он принимает участие. Развитие политической и когнитивной лингвистики вызвало особый интерес как российских, так и зарубежных исследователей к феномену употребления политических метафор в газетных текстах. Они рассматриваются как один из способов смысловой неопределенности политических высказываний, а также оценочности. Отечественные и зарубежные исследователи (Л.М. Алексеева, А.Н. Баранов, Э.В. Будаев, В.З. Демьянков, Ю.Н. Караулов, А.А. Каслова, Р.Д. Керимов, И.М. Кобозева, В.Г. Костомаров, Е.С. Кубрякова, В.В. Петров, Г.Н. Скляревская, В.Н. Телия, Л.И. Федянина, А.П. Чудинов, С.А. Хахалова, G. Lakoff, A. Musolff, J. Zinken) отмечают, что только при сопоставлении метафорических картин мира, которые представлены в различных языках и культурах, можно глубже осознать специфику национальной метафорической картины мира.
Актуальность исследования метафорического образа России в СМИ Германии определяется, во-первых, современными тенденциями в лингвистике и перспективностью дальнейшего развития теории концептуальной метафоры. Анализ метафорических моделей позволяет выделить конкретные тенденции в области общественного сознания, выявить общее и специфическое в национальном мировосприятии и категоризации действительности. Кроме того, коммуникативная природа текста и стремление автора быть услышанным и понятым предопределяют регулятивность текстов как одну из его системных характеристик, позволяющих не только управлять когнитивной деятельностью адресата, но и манипулировать человеческим сознанием.
Во-вторых, происходящие в настоящее время геополитические процессы оказывают ощутимое влияние на гуманитарную сферу человеческой деятельности в целом и находят свое отражение в языке.
Вместе с тем об актуальности исследования свидетельствует и отсутствие работ комплексного характера по заявленной проблематике.
Данное исследование, как и другое сопоставительное исследование, способствует установлению толерантных отношений между нациями на основании знания и принятия различных точек зрения, идей.
Актуальность исследования определяет объект и предмет данной работы.
Объект исследования – метафорическое словоупотребление в газетных публикациях, посвященных России, в современной немецкой прессе.
Предмет исследования – общие и специфические закономерности метафорического моделирования России в современной немецкой прессе.
Цель исследования состоит в выявлении метафорических моделей России в современных немецких СМИ на основе анализа и классификации активно использующихся метафор.
Для достижения цели работы решаются следующие задачи:
Материал данного исследования составляет выборка метафорических единиц газетных статей, опубликованных в периодических печатных изданиях на немецком языке в период 2013-2016 гг. Предпочтение отдавалось газетам и журналам, которые имеют высокий тираж, предназначены для образованной аудитории и пользуются популярностью среди населения: «Berliner Morgenpost», «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Die Welt», «Die Zeit», «Der Spiegel», «Stern», «Bild», «Berliner Zeitung».
Методы исследования. Данное исследование выполнено в соответствии с теорией, разрабатываемой в отечественной лингвистике А.П. Чудиновым, Н.Н. Белозеровой, Н.Н. Болдыревым, Р.Д. Керимовым, С.А. Хахаловой. На разных этапах нашего исследования применялись различные приемы и методы анализа и исследования. Методы компонентного анализа и сплошной выборки были использованы в течение этапа подбора газетных текстов. В первой главе настоящей работы преобладает историко-лингвистический, проблемный, методологический методы. Во второй главе используются следующие методики сопоставительного анализа метафор: метод индукции и общенаучные методы сопоставления, количественного подсчета классификации, обобщения, которые способствуют выявлению национально-характерного в немецкой языковой картине мира.
Новизна работы заключается в комплексном описании доминантных метафорических моделей, которые используются в современных немецких СМИ при упоминании о жизни России. В ходе нашего исследования мы выявили наиболее продуктивные метафорические модели.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в описании метафорических моделей на примере освещения в печати актуальных политических и экономических событий. Материалы настоящей работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по развитию теории метафорического моделирования в СМИ Германии или других стран и культур.
Практическая значимость нашей работы заключается в возможности использования теоретических положений исследования и данных анализа языкового материала в процессе дальнейших научных гуманитарных исследований, посвященных лингвистическому анализу периодических изданий. Материалы настоящего исследования могут найти применение в практике преподавания теоретических курсов по межкультурной коммуникации, стилистике немецкого языка, устному и письменному переводу и т.д. Данная работа может быть интересна студентам языковых вузов, журналистам и всем, кто интересуется вопросами использования метафор в публицистике и вопросами теории языка.
Похожие работы
Работы автора