или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Контрольные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2020 |
Количество страниц: | 21 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 31.01.2020 |
Количество просмотров: | 440 |
Рейтинг работы: |
Контрольная работа, по формату как реферат или курсовая без практической части. Написана и сдана в 2020 году. В работе есть таблицы. Общий объем работы - 21 страница. Оценка- 5.
(фрагменты работы)
Введение……………………………………………………………………..…3
1. Дать определение понятиям «общение» и «межличностное общение».5
2. Проанализировать достоинства и недостатки различных типов общения: директивного, манипулятивного, диалогического. Рассмотреть принципы диалогического общения…………………………………………6
3. Изучить основные характеристики эффективного и неэффективного общения………………………………………………………………………...9
4. Составить сравнительную таблицу, отражающую особенности активного и пассивного видов слушания…………………………………..11
5. Ответить на вопрос: к какому виду общения (эффективному или неэффективному) относится пассивное слушание?................................12
6. Изучить техники активного слушания: повторение, перефразирование, интерпретация……………………………………………………………..…13
7. Представить в виде таблицы сравнительный анализ техник регуляции эмоционального напряжения в процессе общения……………………….14
8. Ответить на вопросы: Что такое обратная связь и какова ее роль в регуляции процесса общения? Какие бывают виды обратной связи?.....16
Заключение……………………………………………………………...……18
Список использованной литературы…………………………………….…21
Введение
Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.
Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.
Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность данной темы – «Техники эффективного и неэффективного межличностного общения».
Целью данной работы является изучение различных техник эффективного и неэффективного межличностного общения.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение понятиям «общение» и «межличностное общение».
2) Проанализировать достоинства и недостатки различных типов общения: директивного, манипулятивного, диалогического. Рассмотреть принципы диалогического общения.
3. Изучить основные характеристики эффективного и неэффективного общения
4. Составить сравнительную таблицу, отражающую особенности активного и пассивного видов слушания.
5. Ответить на вопрос: к какому виду общения (эффективному или неэффективному) относится пассивное слушание?
6. Изучить техники активного слушания: повторение, перефразирование, интерпретация.
7. Представить в виде таблицы сравнительный анализ техник регуляции эмоционального напряжения в процессе общения.
8. Ответить на вопросы: Что такое обратная связь и какова ее роль в регуляции процесса общения? Какие бывают виды обратной связи?
1. Дать определение понятиям «общение» и «межличностное общение»
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
Межличностное общение – это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса. Умение слушать собеседника – один из важнейших навыков общения. Люди, не умеющие слушать, сталкиваются с массой проблем в межличностном общении.
Главной целью межличностного общения является достижение взаимопонимания. Межличностное общение связано с пополнением знаний (обучением) и сопряженным с ним изменением взглядов и поведения людей. Поэтому общение в команде необходимо контролировать. Процесс обучения посредством общения предполагает наличие отправителя, который передает сообщение, и получателя, который интерпретирует это сообщение и на него реагирует [1].
2. Проанализировать достоинства и недостатки различных типов общения: директивного, манипулятивного, диалогического. Рассмотреть принципы диалогического общения
Директивное общение - это авторитарная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. При подобном общении партнер выступает как объект воздействия, как пассивная, «страдательная» сторона. Особенность директива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и директив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Но есть и серьезное отличие между этими двумя типами общения. Партнер находится в неведении, что от него хотят что-то получить или установить над ним контроль. Чаще всего это достигается благодаря подмене истинных намерений ложными.
В манипулятивном общении человек воспринимается не как уникальная и целостная личность, а как набор неких полезных свойств и качеств, которыми можно воспользоваться или извлечь из этого личную выгоду. Например, доброта манипулятором будет восприниматься не как прекрасное человеческое качество, а как свойство, которым можно воспользоваться в угоду себе.
Здесь есть опасность не только попасться на удочку манипулятора. Сами манипуляторы часто страдают от своей стратегии общения с людьми [2].
Они перестают сами себя воспринимать, как целостную, уникальную личность. Как бы изнутри они себя расщепляют на составляющие. В итоге поведение таких людей часто похоже на набор заученных действий. Появляется неестественность в их проявлениях. Это часто приводит к тому, что манипулятор оказывается в изоляции, а отношения в его жизни теряют доверительный характер, разрушаются.
Директивное и манипулятивное общение имеют еще одну общую черту - монолог. В данных случаях общение ведется как бы с самим собой. Другой человек в данных типах взаимодействия не воспринимается, как объект общения. Во главе такого взаимодействия стоят личные задачи и интересы ведущего собеседника. А. Ухтомский заметил, что в данных случаях человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
Альтернатива этих вариантов общения — диалогическое общение. В этой форме взаимодействия преодолевается эгоцентричность и фиксированность на себе. Включается интерес к собеседнику и осознание его присутствия в системе общения.
Есть несколько правил, при которых можно сказать, что диалог состоится или состоялся (принципы диалогического общения):
1) В первую очередь, оба собеседника настраиваются не только на свое психологическое состояние, но на состояние собеседника. Кроме того, важны так же актуальные желания и переживания двух сторон. Общение в данном случае строится по принципу «здесь и сейчас».
2) Также важно безоценочное восприятие партнера. Любые оценки выбивают собеседника из доверительного и открытого диалога.
3) Партнер по общению воспринимается как равный. Каждый человек имеет право на свою точку зрения, на свой взгляд на ситуацию. Это важно понимать в двухстороннем порядке.
4) Содержание общения должно строится не на установках, истинах и догмах. Полноценное и продуктивное общение в первую очередь решает актуальные вопросы и задачи [2].
5) В диалогическом общении важно идти от себя. В этом процессе важны Ваши чувства, желания, цели, равно как и чувства, желания и цели Вашего собеседника. Третьи лица и мнения авторитетов в данном случае снижают эффективность общения.
Такая форма взаимодействия дает глубину контакта. В таком общении человек исцеляется, получает психотерапевтический эффект, находит ответы на свои вопросы, осознает свое присутствие в этом мире и собственную значимость [2].
Список использованной литературы
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2007.
2. Битянова, М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010.
3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007 .
4. Немов, Р.С., Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.
5. Почебут, Л. Г. Социальная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2010.
6. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников и др.; Под ред. А.Л. Журавлева. - М.: Per Se, 2002.
8. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Похожие работы
Работы автора