или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2018 |
Количество страниц: | 33 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 20.06.2019 |
Количество просмотров: | 399 |
Рейтинг работы: |
содержание
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретическое
исследование проблемы интеллектуальной готовности детей к школьному обучению
1.1. Психологическая
готовность к обучению в школе
1.2
. Особенности
психического развития старших дошкольников
1.3.
Методы и приемы
формирования интеллектуальной готовности
Глава 2.
Эмпирическое исследование проблемы интеллектуальной готовности у детей
подготовительной группы
2.1. Диагностика
интеллектуальной готовности…………………………
2.2. Анализ
результатов исследования………………………………
Заключение
Список
литературы
Проблема
интеллектуальной готовности детей
дошкольного возраста является одной из актуальнейших тем современной
детской психологии и педагогики. Этой проблеме посвящено огромное количество исследований.
Изучением проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе занимались
такие учёные, как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Е.А.
Аркин, А.Н. Леонтьев и др.
Ученые
под интеллектуальной готовностью понимают- дифференцированное восприятие
(перцептивная зрелость), включая выделение фигуры из фона, различие близких по
написанию букв или цифр, умение работать по образцу; достаточно развитые и
устойчивые формы внимания: концентрация, переключение и распределение;
аналитическое мышление, выражающее в способности анализировать условия,
признаки каких-то предметов, явлений и в возможности установления основных
логическо - причинных связей между ними; в возможности выделения и логического
запоминания, сформированность пространственной ориентации и тонкой моторики
руки; сформировонность зрительно-моторной и слухоречевой координации.
Проблема психологической готовности к школе
для психологов не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах,
изучающих школьную зрелость детей. Авторы этих работ это: А. Керн; С. Штребел;
Я. Йирасел; А.Анастази; Й.Шванцара и др.
Однако,
несмотря на обилие существующего по данной проблеме материала, бытует
укоренившееся заблуждение, что готовность к школе - это багаж знаний и умений,
которые ребёнок успел приобрести за годы дошкольного детства, в том числе
умения читать и считать. В формировании такого подхода будущих учеников приняли
участие сами школы, устраивая тестирование детей перед поступлением в первый
класс. И родители, вместо того чтобы своевременно давать ребёнку необходимые
для его возраста знания, знакомить его с особенностями окружающего мира,
закрепляя полученную информацию в ходе игр, попросту натаскивают детей на
заполнение всевозможных тестов. Они воспринимают ребёнка как кувшин, который можно
наполнить знаниями и основной задачей которого является забота о том, чтобы не
расплескать эти знания.
Наша задача состоит в
том, чтобы разобраться, что же означает «быть готовым к школе», какие качества
необходимы будущему первокласснику для того, чтобы приспособиться к новым
условиям и быть способным воспринимать предлагаемый материал. Актуальность
проблемы исследования состоит в том, что сейчас очень высокие требования жизни
к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные
психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в
соответствие с требованиями жизни.
Цель
исследования: изучить особенности интеллектуальной готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе.
Объект
исследования: процесс формирования интеллектуальной готовности детей к обучению
в школе.
Предмет
исследования: психолого-педагогические условия способствующие развитию
интеллектуальной готовности детей.
Задачи:
1.
Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по
изучаемой проблеме.
2.
Изучить особенности психического
развития детей старшего дошкольного возраста.
3.
Охарактеризовать компоненты интеллектуальной готовности детей к обучению в
школе.
4.
Подобрать диагностический материал по выявлению уровня сформированности
интеллектуальной готовности детей.
(фрагменты работы)
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребёнка (6-7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Готовность к школе включает ряд взаимных компонентов. Так, известный чешский психолог Й. Шванцара выделяет умственные социальные и эмоциональные компоненты психологической готовности.
Немецкий психолог Г. Витцлак относит к таким компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливости, определенные уровни стремления к достижениям, развитие интересов, способностей к обучению, а также социального поведения.
Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего, из того, что она многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И.Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность образования в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.
Обобщая точки зрения авторов, к числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести:
- интеллектуальную готовность;
- эмоционально-волевую готовность;
- социально-психологическую готовность.
Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения.
Так как объектом нашего исследования является интеллектуальная готовность, более подробно остановимся на ее характеристике.
Похожие работы