или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Омск > Омский государственный педагогический университет |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Логопедия, Педагогика |
Год сдачи: | 2017 |
Количество страниц: | 49 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 13.05.2018 |
Количество просмотров: | 414 |
Рейтинг работы: |
Введение
Интерес к проблемам восприятия и понимания текста обусловлен его непосредственной ролью в жизни человека, так как восприятие и понимание способно открыть глубочайшие источники расширения и
углубления знаний об окружающем мире. С этой проблемой также тесно связан вопрос о повышении активности, самостоятельности и прочности усвоения восприятия и понимания текста старшими
дошкольниками с общим недоразвитием речи, ведь только на этой основе могут вырабатываться устойчивые знания.
Проблема восприятия и понимания текста приобрела особую актуальность в последнее время, так как стал очевидным факт необходимости сознательного осмысления большого количества информационных
источников. Особую значимость проблема развития восприятия и понимания текста приобретает в отношении детей с общим недоразвитием речи, у которых отмечается системное недоразвитие всех компонентов речевой системы.
В многочисленных исследованиях особенности развития восприятия и понимания текстов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется отсутствием четкости, последовательности изложения содержания, отрывочностью. Сложнее всего детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи поддается рассказывание прослушанного текста по памяти. В целом, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно развито умение
логично и последовательно излагать собственные мысли (Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия).
Однако, как показывает анализ учебно-методической литературы, проблема восприятия и понимания текста детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мало исследована и недостаточно освещена в дошкольной и специальной педагогике.
В связи с этим, актуальным является поиск научно-методических путей логопедической работы по развитию восприятия и понимания текста старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. Недостаток
методических материалов также является одной причин слабого развития восприятия и понимания текста детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
На наш взгляд, развитие восприятия и понимания текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возможно лишь при постоянном процессе логопедической работы. Тем самым,
выделяется противоречие между необходимостью развития восприятия и понимания текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и недостатком методических материалов для их коррекции в процессе логопедической работы.
Данное противоречие порождает проблему, заключающуюся в недостатке теоретических и практических материалов, обеспечивающих успешность процесса логопедической работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи восприятия и понимания текста. Все это дает возможность считать проблему развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи восприятия и понимания текста в процессе логопедической работы достаточно актуальной.
Объект исследования: процесс восприятия и понимания текста старших дошкольников с общим
недоразвитием речи.
Предмет исследования: специфика развития восприятия и понимания текста старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить особенности восприятия и понимания текста и подобрать логопедическую работу, способствующую развитию восприятия и понимания текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования.
Если в процессе логопедической работы по развитию восприятия и понимания текста старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, учитывать особенности речевых нарушений у детей, то это будет способствовать повышению уровня восприятия и понимания текста детьми, так как понимания текста начинается с восприятия внешней речи, далее переходит в понимание общего значения высказывания, далее в понимание смысла этого текста.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Раскрыть проблему процесса восприятия и понимание текста в лингвистической и психолингвистической литературе.
2. Установить уровень развития восприятия и понимания текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Подобрать методику для выявления нарушения восприятия и понимания текста детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Эксперимент (констатирующий, формирующий этапы).
3. Качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики.
Организация исследования. Эксперимент был организован и проведен на базе детского центра «АБВГДейка» г. Петропавловска в 2016-2017 учебном году. Экспериментальная выборка составила 16 человек из числа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
(фрагменты работы)
Введение
Интерес к проблемам восприятия и понимания текста обусловлен его непосредственной ролью в жизни человека, так как восприятие и понимание способно открыть глубочайшие источники расширения и углубления знаний об окружающем мире. С этой проблемой также тесно связан вопрос о повышении активности, самостоятельности и прочности усвоения восприятия и понимания текста старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, ведь только на этой основе могут вырабатываться устойчивые знания.
Проблема восприятия и понимания текста приобрела особую актуальность в последнее время, так как стал очевидным факт необходимости сознательного осмысления большого количества информационных источников. Особую значимость проблема развития восприятия и понимания текста приобретает в отношении детей с общим недоразвитием речи, у которых отмечается системное недоразвитие всех компонентов речевой системы.
В многочисленных исследованиях особенности развития восприятия и понимания текстов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется отсутствием четкости, последовательности изложения содержания, отрывочностью. Сложнее всего детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи поддается рассказывание прослушанного текста по памяти. В целом, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно развито умение логично и последовательно излагать собственные мысли (Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия).
Однако, как показывает анализ учебно-методической литературы, проблема восприятия и понимания текста детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мало исследована и недостаточно освещена в дошкольной и специальной педагогике.
В связи с этим, актуальным является поиск научно-методических путей логопедической работы по развитию восприятия и понимания текста старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. Недостаток методических материалов также является одной причин слабого развития восприятия и понимания текста детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
На наш взгляд, развитие восприятия и понимания текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возможно лишь при постоянном процессе логопедической работы. Тем самым, выделяется противоречие между необходимостью развития восприятия и понимания текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и недостатком методических материалов для их коррекции в процессе логопедической работы.
Данное противоречие порождает проблему, заключающуюся в недостатке теоретических и практических материалов, обеспечивающих успешность процесса логопедической работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи восприятия и понимания текста. Все это дает возможность считать проблему развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи восприятия и понимания текста в процессе логопедической работы достаточно актуальной.
Объект исследования: процесс восприятия и понимания текста старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: специфика развития восприятия и понимания текста старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить особенности восприятия и понимания текста и подобрать логопедическую работу, способствующую развитию восприятия и понимания текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Если в процессе логопедической работы по развитию восприятия и понимания текста старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, учитывать особенности речевых нарушений у детей, то это будет способствовать повышению уровня восприятия и понимания текста детьми, так как понимания текста начинается с восприятия внешней речи, далее переходит в понимание общего значения высказывания, далее в понимание смысла этого текста.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Раскрыть проблему процесса восприятия и понимание текста в лингвистической и психолингвистической литературе.
2. Установить уровень развития восприятия и понимания текста у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Подобрать методику для выявления нарушения восприятия и понимания текста детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Эксперимент (констатирующий, формирующий этапы).
3. Качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики.
Организация исследования. Эксперимент был организован и проведен на базе детского центра «АБВГДейка» г. Петропавловска в 2016-2017 учебном году. Экспериментальная выборка составила 16 человек из числа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Список использованных источников и литературы
1. Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология / Н.Л. Белопольская. – М.: «Когито-Центр», 2010. – 351 с.
2. Брудный, A.A. К проблеме понимания текста / А.А. Брудный // Исследования речемыслительной деятельности. –1974. – № 3 – С. 80-86.
3. Брудный, A.A. Понимание как компонент психологии чтения / А. А. Брудный. – М.: Книга, 1975. – С. 162-172.
4. Волосовец, Т.В. Основы логопедии / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева. – М.: Академия», 2000. – 200 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 361 с.
6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
7. Жинкин, Н.И. О некоторых вопросах работы мозга человека как семантического устройства / Н. И. Жинкин // Информационные материалы. – 1968. – № 7. – С. 120-134.
8. Жинкин, Н.И. Психолингвистика / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2009. – 288 с.
9. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 157 с.
10. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. – 320 с.
11. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. – 382 с.
12. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / под ред Р.Е. Левиной. – Репр. воспроизведение изд. – М.: АльянС, 2013. – 367 с.
13. Леонтьев, A.A. Восприятие текста как психологический процесс / А.А. Леонтьев. – Киев: Высшая школа, 1979. – 123 с.
14. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 287 с.
15. Липкина, А.И. Роль представлений в работе детей над литературным текстом / А.И. Липкина // АПН РСФСР. – 1956. – № 76. – С.19-37.
16. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. – 416 с.
17. Никифорова, О.И. Психологические вопросы восприятия художественной литературы: Автореф. дис. .канд.пед. наук / О.И. Никифирова. – M., 1969. – 28 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Учпедгиз,1946. – 704 с.
19. Седов, К.Ф. Основы психолингвистики / К.Ф. Седов, И.Н. Горелов. – М.: «Лабиринт», 2001. – 304 с.
20. Смирнов, A.Л. Проблемы психологии памяти / А.Л. Смирнов. – М.: Просвещение, 1966. – 423 с.
21. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 544 с.
22. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2001. – 140 с.
23. Трошин, О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.
24. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: ГНОМиД, 2000. – 128 с.
25. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
26. Циванюк, H.A. Некоторые особенности восприятия сказки детьми 3-4 лет / Н.А. Циванюк // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 6. – С. 41-45.
27. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Пси
Похожие работы
Работы автора