или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > Санкт-Петербургский государственный университет им. акад. И.П.Павлова (СПбГМУ) > Лечебный факультет |
Тип работы: | Шпаргалки |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2017 |
Количество страниц: | 23 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 14.02.2019 |
Количество просмотров: | 750 |
Рейтинг работы: |
Вопросы к экзамену по курсу «Практикум по детской патопсихологии»
1. Исторические аспекты становления патопсихологии детского и юношеского возраста. Современные тенденции развития науки.
2. Предмет и содержание, основные понятия патопсихологии детского возраста. Место детской патопсихологии в ряду психологических, медицинских, педагогических наук.
3. Практические задачи детской патопсихологии. Теоретические проблемы патопсихологии детского и юношеского возраста.
4. Общая характеристика методов исследования аномального развития. Метод наблюдения. Идеографические и номотетические методы, Тесты интеллекта, Диагностика личности и эмоционального развития, Проективные и рисуночные методики.
5. Принципы построения патопсихологического обследования детей. Возрастная специфика в патопсихологии.
6. Порядок проведения патопсихологического исследования детей и подростков.
7. Особенности развития детей от 0 до 3 лет и их диагностика.
8. Диагностика невербального поведения и вариантов его отклонений.
9. Исследование сенсорно-перцептивной сферы детей с нарушениями в развитии.
10. Исследование внимания и работоспособности у детей с нарушениями в развитии.
11. Исследование памяти у детей с нарушениями в развитии.
12. Исследование мышления у детей с нарушениями в развитии. 13. Методы диагностики и оценки уровня интеллектуального развития детей.
14. Методы нейропсихологического обследования детей.
15. Методы диагностики состояния и особенностей развития эмоционально- личностной сферы у детей и подростков.
16. Методы диагностики и интерпретации детско-родительских отношений
(фрагменты работы)
2. Предмет и содержание, основные понятия патопсихологии детского возраста. Место детской патопсихологии в ряду психологических, медицинских, педагогических наук.
Детская патопсихология представляет собой часть клинической психологии и изучает: — основные закономерности нарушенного психического развития детей; — особенности возрастно-специфических видов отклонений развития; — психологические характеристики отдельных форм психических расстройств в детском возрасте; — методы работы и области применения патопсихологического. Патопсихолог должен учитывать многообразные особенности развития ребенка, оказывающие негативное влияние на формирование его личности или сочетающиеся с другими отклонениями. Предмет детской патопсихологии – это оценка нарушенных и сохранных звеньев психики умственно отсталого ребенка для разработки медико-психо-лого-педагогических мероприятий (Рубинштейн С.Я). Все авторы отмечают одну существенную особенность протекания любой болезни в детском возрасте — продолжающееся развитие (физическое и психическое) несмотря на имеющиеся отклонения. Обращается внимание на пластичность детского мозга, высокие возможности адаптации. Основные понятия. Аномальное развитие — развитие, отклоняющееся от нормы. В широком смысле — это всякое отклоняющееся от нормативного (по психологическим и социокультурным нормам) развитие ребенка, в том числе с ретардацией (запаздыванием и приостановкой психического развития) и акселерацией. В узком смысле аномальное развитие — это болезненное по происхождению, ведущее к дезадаптации отклонение. Возраст в психологии определяет временные характеристики индивидуального развития. Различают хронологический (паспортный), биологический и психологический возраст. Психологический возраст имеет стабильные (согласованность компонентов социальной ситуации развития, наличие ведущей деятельности) и критические (преобразование социальной ситуации развития с формированием новообразований) периоды. Кризис психического развития связан с динамикой преобразования социальной ситуации развития. В современной отечественной психологии принята следующая периодизация психического развития, разработанная Д.Б. Элькониным и дополненная другими исследователями: младенческий возраст — от 0 до 1 года (интимно-личное общение)1 ; ранний — от 1 до 3 лет (предметно-манипулятивная); дошкольный — от 4 до 7 лет (игровая); младший школьный — от 7 до 10 лет (учебная); подростковый, или пубертатный, — от 11 до 15 лет (интимно- личностное общение со сверстниками); юношеский — от 15 до 18 лет (учебно-профессиональная). Нормально протекающее по естественным законам развитие ребенка происходит неравномерно на протяжении всех периодов детства. Гетерохрония является базисной характеристикой развития в целом, проявляется в неравномерности становления различных психических функций в связи с неравномерностью физического развития, становления нервной системы, социально-средовых условий и т.д. Различные заболевания и другие виды вредностей (неврологическая, соматическая и психическая патология, дефекты органов чувств, патология семейной ситуации и условий воспитания) изменяют, искажают процесс формирования психики ребенка. Асинхрония развития — одно из базовых понятий для оценки психического развития аномального ребенка. В.В. Лебединский определяет асинхронию развития как диспропорцию развития межфункциональных связей. Типы асинхронии: 1. Ретардация (незавершенность отдельных периодов развития, сохранения более ранних форм); 2. Патологическая акселерация (чрезвычайно раннее изолированное развитие какой-либо функции в сочетании с грубым отставанием в развитии другой). Место ДП. Детская патопсихология представляет собой междисциплинар¬ную область знаний, существенно связанную с такими науками как психология, медицина, биология, педагогика и их отраслями. Принципы совместной работы для реализации психопрофилактического и лечебного подходов к психическому здоровью детей и юношества: 1) семейная центрированность; 2) мультидисциплинарность; 3) дифференцированность (учет особенностей ребенка с нарушениями развития).
Похожие работы
Работы автора