или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Казань > Филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Казани |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дефектология, Логопедия, Педагогика |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 59 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 09.09.2016 |
Количество просмотров: | 796 |
Рейтинг работы: |
Содержание
Введение Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения особенностей фонематических процессов дошкольников с заиканием
1.1 Становление фонематических процессов в онтогенезе
1.2. Структура дефекта при заикании
Глава 2. Исследование фонематических процессов старших дошкольников с заиканием
2.1. Характеристика детей экспериментальной группы
2.2. Содержание и структура обследования
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Глава 3. Коррекция фонематических процессов
3.1. Основные направления коррекционно-педагогической работы
3.2. Анализ результатов обучающего эксперимента
Заключение Литература Приложение
(фрагменты работы)
Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. Специалисты отмечают, что при благоприятной обстановке в семье и в детском коллективе заикание может пройти без лечения, но часто остаётся, а нередко даже усиливается. При этом, возникнув в раннем детстве, заикание является для индивида фрустрирующим фактором и может сказаться на свойствах его личности. С возрастом, помимо внешнего проявления заикания — судорог речевого аппарата, у заикающихся возникает логофобия — страх речи в трудных коммуникативных ситуациях.
Преодоление психолого-педагогических проблем детей дошкольного возраста с заиканием требует дифференцированного коррекционно-логопедического воздействия, основывающегося на выявлении индивидуально-типологических особенностей состояния различного рода нарушений. Специалисты отмечают, что при целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика заикания сглаживается. Соответственно, это предотвращает вторичные нарушения.
Заиканию и проблемам его преодоления посвящено много исследований отечественных и зарубежных логопедов, психологов и педагогов, среди которых Е. Хватцев, М. С. Лебединский, Ю. А. Флоренская, Н.И. Жинкин, В. М. Шкловский и др. Классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной, Н. А. Власовой и др. В настоящее время существует много методик преодоления заикания (Н. А. Власовой, И. Ю. Абелевой, В. И. Селиверстова и др.). В то же время, неоднородность характера нарушений различных функций у старших дошкольников с заиканием требует дифференцированной коррекционно-педагогической работы. Так, несомненный интерес представляет состояние фонематических процессов у старших дошкольников с заиканием. Это обуславливает необходимость продолжения исследований психолого-педагогических особенностей детей указанной категории.
В связи с этим, проблема нашего исследования: каковы особенности фонематических процессов у старших дошкольников с заиканием? Решение указанной проблемы является целью нашего исследования.
Гипотеза: коррекция фонематических процессов у детей дошкольного возраста с заиканием будет проходить более эффективно при создании специальных педагогических средств, способствующих снижению силы судорог мышц речевого аппарата, уменьшению общего напряжения, активизации развернутой речи, свободной и понятной речи.
Объект исследования: фонетико-фонологический уровень речи дошкольников.
Предмет исследования: особенности фонематических процессов старших дошкольников с заиканием.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по теме исследования. 2. Выявить и проанализировать состояние фонематического слуха, восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
3. Апробировать на практике выбранные приемы коррекции нарушений фонематических процессов у детей с заиканием и установить их успешность. Методы исследования: эмпирический (констатирующий эксперимент); теоретические (анализ специальной литературы, анализ данных анамнеза, наблюдений); организационный (сравнительный, комплексный); интерпретационный (количественный и качественный анализ полученных данных).
Практическая значимость исследования: материалы работы, включающие результаты исследования фонематических процессов старших дошкольников с заиканием и предложенные основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории, могут быть использованы логопедом в процессе коррекционно-педагогической работы по формированию фонематических процессов детей с заиканием.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, раскрывающих ход решения поставленных задач, заключения, списка литературы, включающего 61 источник и приложения.
1.2. Структура дефекта при заикании
Заикание является часто встречающимся нарушением речи. По данным различных авторов, его распространенность в отдельных регионах колеблется от 1 до 5 % всего населения. Наиболее часто разные авторы называют цифры от 1 до 2–3 %. Среди взрослых распространенность заикания относительно уменьшается, т.к. у детей заикание часто носит временный характер и во многих случаях проходит на фоне своевременного лечения. Что касается распространенности этого расстройства среди лиц мужского и женского пола, то обычно приводится соотношение приблизительно 3 к 1 [40, с.7].
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Большинство авторов (Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др.) разделяет точку зрения, что заикание - это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии [44, с.163]. При заикании наблюдаются нарушение ритма, темпа, плавности речи, но заикание не исчерпывается этими особенностями. Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).
Цель обследования: провести сравнительный анализ состояния фонематической системы у детей дошкольного возраста с заиканием и у их сверстников с нормальным речевым развитием Для достижения этой цели решались задачи: 1. Подобрать методики обследования фонематической системы у детей дошкольного возраста
2. Выявить на основании результатов констатирующего эксперимента особенности фонематической системы у детей дошкольного возраста с заиканием.
3. Разработать направления коррекционно-педагогической работы по развитию фонематической системы у детей дошкольного возраста с заиканием. На первом этапе исследования проводился отбор детей в экспериментальную и контрольную группы. На втором этапе осуществлялось экспериментальное исследование состояния фонематической системы у дошкольников. На третьем этапе производилась обработка экспериментальных данных.
Перед началом проведения каждого задания экспериментатор давал инструкцию, в которой была отражена последовательность предстоящих действий испытуемых детей, а также форма устного ответа.
Материалом к исследованию служили устные задания экспериментатора. В большинстве случаев после объяснения здания экспериментатор просил детей повторить его с целью уточнения понимания испытуемыми содержания задания. Проводилась индивидуальная работа с каждым ребенком, уточнялись и разъяснялись задания, пояснения к ним. В основу методики констатирующего эксперимента были положены основные представления логопедии, психологии, психофизиологии, лингвистики: - современные научные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта при заикании; - психофизиологические механизмы овладения звукопроизношением в норме;
- научные представления о формировании фонематической системы у детей дошкольного возраста в норме.
Апробированная методика обследования фонематической системы дошкольников включала изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия (включая дифференциацию звуков на основе слухового восприятия и слухо-произносительную дифференциацию звуков), фонематических анализа и синтеза, а также исследование фонематических представлений.
Основой методики констатирующего эксперимента являлись материалы Л.В.Лопатиной [37] и А.П.Вороновой [20]. Для исследования звукопроизношения нами была адаптирована методика, опубликованная в работе Е.Ф.Архиповой [3]. Эта методика позволяла определить состояние функции звукопроизношения и выявить ее отклонения в развитии: количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены и выявить характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях. Методика констатирующего эксперимента содержала 5 разделов: 1. Исследование состояния звукопроизношения. 2. Исследование фонематического восприятия: а) дифференциация звуков на основе слухового восприятия; б) слухо-произносительная дифференциация звуков. 3. Исследование фонематического анализа. 4. Исследование фонематического синтеза. 5. Исследование фонематических представлений.
Похожие работы