или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 53 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.01.2018 |
Количество просмотров: | 637 |
Рейтинг работы: |
Содержание
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность художественного восприятия 6
1.2. Портрет как жанр изобразительного искусства 15
1.3. Педагогическое руководство процессом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью 20
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по проблеме формирования художественного восприятия с использованием портретной живописи
2.1. Выявление исходного уровня художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Апробирование системы работы по формированию художественного восприятия посредством портретно живописи 38
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством портретной живописи 47
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение
Введение
Проблема формирования художественного восприятия является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающего поколения. Глубокое осмысление произведений искусства создает благоприятную основу для овладения духовным богатством прошлого, для развития художественного вкуса детей, для их ориентировки в современном искусстве и для
осознания его художественной ценности.
Сегодня в условиях утраты многих культурно-нравственных ценностей необходимость и значимость формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства у детей
дошкольного возраста резко возрастает.
Художественное восприятие есть результат развития личности. Оно не дается человеку от рождения.
Не сразу воспринимает ребенок произведение искусства в качестве такового; на первых ступенях развития для ребенка характерно действенное, утилитарное отношение к нему (дети щупают, трогают изображение на картине, гладят его и т. п.).
Однако зачатки художественного восприятия уже проявляются в детском возрасте [19]. Решающую роль в развитии этой человеческой способности отечественные психологи и педагоги (А. В. Запорожец [15], С. Л. Рубинштейн [40], Е.А. Флерина[44], и др.) отводят воспитанию и обучению.
По мнению М.В. Грибановой, художественное восприятие является самостоятельной проблемой, имеет свой объект и свою сущность. Художественное восприятие доставляет не чувственный материал, а результаты осмысления художником другого чувственного материала – его жизненных наблюдений, предшествовавших созданию произведения. [14;54]
Ю.Н. Хижняк утверждает, что не использовать изобразительное искусство в целях формирования духовной культуры дошкольников – значит лишить педагогический процесс эффективного средства воспитания личности ребенка [45;123].
Особую роль в развитии художественного восприятия играет ознакомление детей с произведениями живописи, в том числе и с портретной. Портрет это один из самых распространенных жанров изобразительного искусства.
Особенности восприятия портретной живописи детьми были изучены Н.А. Курочкиной [23], Р.М. Чумичевой [48], которые сделали вывод о том, что портретный жанр живописи является самым сложным в изобразительном искусстве.
Сложность восприятия портрета заключается в самой сути этого произведения искусства. С одной стороны, художник, раскрывает перед зрителем образ человека, а с другой - выражает его внутренний мир, показывает свое отношение к портретируемому.
Художник, используя в портрете изобразительный «язык человеческих чувств», раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние, дает психологическую характеристику переживаний радости, страдания, удовольствия, гнева, недоверия, лукавства и других эмоций, которыми наполнена жизнь человека[23;4].
Изучение педагогической, методической литературы и практики свидетельствует о том, что существует
объективное противоречие между универсальными возможностями портретной живописи для формирования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста и ограниченным ее
использованием в практике работы с детьми исследуемой ДОО.
Отсюда вытекает проблема – каковы возможности использования портретной живописи для формирования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашего исследования: выявление возможностей использования портретной живописи для формирования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Объект нашего исследования: процесс формирования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: портретная живопись как средство формирования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования нами была выдвинута гипотеза:
Мы предполагаем, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью будет способствовать повышению уровня художественного восприятия.
(фрагменты работы)
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Определить уровень сформированности художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать систему работы по формированию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством портретной живописи.
4. Проанализировать эффективность проведенной работы по формированию художественного восприятия в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью.
Нами были использованы такие методы исследования:
- Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- Педагогический эксперимент;
- Беседа;
- Анализ детской продукции;
- Методы сбора и обработки данных.
Похожие работы
Работы автора