или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Общая психология, Психология |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 145 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 17.07.2014 |
Количество просмотров: | 475 |
Рейтинг работы: |
Актуальность исследования определяется большой вероятностью возникновения в пожилом возрасте возрастного кризиса в различных формах его проявления, оказывающего негативное воздействие на развитие личности пожилого человека, что проявляется в нарушении процесса самореализации.
Проблема исследования. Проблема исследования заключается в выявлении различных форм возрастного кризиса и факторов (социальных и личностных), затрудняющих процесс самореализации личности в пожилом возрасте.
Цель исследования: изучить факторы, влияющие на возникновение различных форм возрастного кризиса, затрудняющих процесс самореализации личности в пожилом возрасте.
Объект исследования: процесс самореализации в пожилом возрасте.
Предмет исследования: социально-психологические и личностные особенности, влияющие на возникновение возрастного кризиса и вызывающие затруднения в процессе самореализации.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс самореализации в пожилом возрасте может быть блокирован развитием возрастного кризиса, обусловленного социально-психологическими условиями и личностными особенностями пожилого человека.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
Теоретико-методологическую основу исследования составили: принцип единства личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская); идеи саморазвития и самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.); исследования возрастных кризисов жизни (Э. Эриксон, Р. А. Ахмеров)
Экспериментальная база и этапы исследования.
Эмпирическое исследование проводилось в 2008 году на базе Энгельсского дома-интерната для престарелых и инвалидов и клиники профпатологии и гематологии СГМУ. Исследованием в общей сложности было охвачено 50 человек в возрасте от 60 до 75 лет.
Методы исследования.
Эмпирические методы – психодиагностические (наблюдение, беседа, тестирование). На этапе диагностического исследования использовались следующие методики. Таковыми методиками явились: «Самоактуализационный тест» (САТ) Л.Я. Гозмана; тест «Ценностных ориентаций» М. Рокича; анкета (включающая общие сведения о человеке); многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; методика «Уровень соотношения ценности – доступность» Е.Б. Фанталовой (модификация И.А. Красильникова); методика «Уровень субьективного контроля» (УСК) Дж. Роттера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева; «Выявление биографических кризисов» Р.А. Ахмерова.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены: методологической, теоретической и практической обоснованностью отправных положений исследования; использованием комплекса методов, адекватных задачам и логике исследования; качественным и количественным анализом полученного материала, использованием методов математической обработки и статистической значимостью экспериментальных данных.
Было осуществлено исследование процесса самореализации лиц пожилого возраста в связи с возникающим у них возрастным кризисом и были выявлены социально-психологические и личностные факторы, препятствующие процессу самореализации пожилого человека.
Положения, выносимые на защиту:
1. У пожилых людей процесс самореализации может быть блокирован развитием таких форм возрастного кризиса, как кризис опустошенности, кризис нереализованности и кризис бесперспективности.
Условиями, влияющими на развитие кризисных состояний у пожилого человека, являются социальные условия жизни и его личностные характеристики.
Похожие работы
Работы автора