Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по педагогике > Личностные особенности матерей детей с аномальным типом развития (на примере детей с детским церебральным параличом)
Личностные особенности матерей детей с аномальным типом развития (на примере детей с детским церебральным параличом)

Тема дипломной работы: Личностные особенности матерей детей с аномальным типом развития (на примере детей с детским церебральным параличом)

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Общая информация
Учебное заведение: Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2012
Оценка: 5
Дата публикации: 23.02.2012
Количество просмотров: 362
Рейтинг работы:
Описание работы

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

"Личностные особенности матерей

детей с аномальным типом развития

(на примере детей с детским

церебральным параличом)"



МОСКВА

2005

















Содержание



Содержание 2

Введение 3

Глава I. Общая характеристика семей с аномальным ребенком 5

1.1. Основные проблемы семей с аномальными детьми 7

1.2. Динамика и типы семьи, имеющей 11

ребенка с аномальным развитием 11

1.3. Взаимоотношения в семье с аномальным ребенком 19

1.4. Особенности родительского отношения 23

в семье ребенка с аномальным развитием 23

Глава II Личность матери ребенка с отклонениями в развитии 30

2.1. Факторы, влияющие на личностные особенности матерей, имеющих детей с аномальным развитием 30

2.2. Исследования личностных особенностей 35

матерей, имеющих детей с аномальным развитием 35

Глава III. Общая характеристика детей 45

с детским церебральным параличом 45

3.1. Клиническая характеристика ДЦП 45

3.2. Психическое развитие при ДЦП 48

Глава IV. Экспериментальное исследование 53

личностных особенностей матерей, имеющих 53

детей с детским церебральным параличом 53

4.1.Организация и методы исследования 53

4.1.1. Цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования 53

4.1.2. Характеристика экспериментальной группы 53

4.1.3. Методики исследования 56

4.1.4. Методы математической обработки 60

4.2 . Результаты исследования и их анализ 61

4.3. Обсуждение результатов исследования 72

Выводы 77

Заключение 78

Приложение 1 84

Приложение2 85

Данные о матерях, принявших участие в исследовании.

Таблица №7 87



Введение

Актуальность проблемы.

Рождение ребенка с нарушениями развития - сильный травмирующий фактор для всей семьи, связанный с изменением уклада и мировосприятия семьи, с необходимостью решения многих специфических проблем, с возрастанием физической и психологической нагрузки на ближайшее окружение малыша.

Наибольшие трудности в данной ситуации приходятся на долю матери. Проблемами воспитания, образования и лечения ребенка, преимущественно, занимается именно она. Известно, что социальная адаптация этих детей напрямую зависит от грамотного родительского, прежде всего, материнского поведения.

Очень часто родительское поведение является не позитивным, а наоборот, негативным фактором в развитии аномального ребенка. В работах многих исследователей подчеркивается идея о равенстве влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей (А.Я. Варга, Г.А. Ковалев, А.И. Захаров). С одной стороны, родительское отношение может вызвать вторичные нарушения у ребенка, а с другой – нарушения в развитии у детей приводят к различным искажениям родительского отношения.

Матери, воспитывающие ребенка с детским церебральным параличом, также как и матери детей с другими вариантами дизонтогенеза, находятся в ситуации так называемого родительского стресса, стадии и содержание которого описаны многими учеными (Р.Ф. Майрамян,1976, Ткачева В.В., 1999, Саломатина И.В., 2000, Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., 2003, Гуслова М.Н., 2004, и др). Сообщение об отклонениях в развитии ребенка вызывает у матерей острые эмоциональные переживания. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться. Исследования показывают, что матери детей с отклонениями в развитии, независимо от характера патологии, имеют те или иные внутриличностные проблемы. Они часто подавлены и переживают чувство вины из-за рождения аномального ребенка, испытывают социальную изоляцию, а чрезмерная погруженность в воспитание больного ребенка приводит к фрустрации их базовых потребностей. Депрессии, внутриличностные конфликты, невротические и психопатические реакции, искажение родительских установок и отношения к ребенку со стороны матери – все это свидетельствует о нарушении адаптации к сложившейся ситуации, связанной с рождением больного ребенка. Подавляющая часть матерей испытывают острую необходимость в квалифицированной психологической помощи. (Вишневский В.А., 1984, Скворцов И.А., 1995, Ткачева В.В., 1999, Багдасарьян И.С., 2000, Батуева И.Ц., 2001, Чарова О.Б., 2003, Котова Е.В., 2003, и др)

В отечественной психологии существует определенный дефицит исследований по проблеме материнского отношения к детям с нарушениями развития, хотя потребность в таком знании огромна. Без этого невозможно организовать грамотную психологическую помощь данной категории населения. Неясным также остается вопрос о том, как сам характер и степень патологии влияет на личность матери и ее отношение к детям, имеющим отклонения в развитии. Таким образом, потребность в исследованиях, рассматривающих эту проблему, достаточно высока.

Все вышеизложенное позволило нам сформулировать следующую тему: «Личностные особенности матерей, имеющих ребенка с аномальным типом развития (на примере детей с детским церебральным параличом)».

Целью нашего исследования является изучение личностных особенностей и родительской позиции матерей по отношению к детям с детским церебральным параличом с учетом степени тяжести дефекта у детей

Гипотезы исследования:

1. Степень выраженности патологии у ребенка оказывает влияние на личностные особенности матерей, усиливая эмоциональное напряжение, снижая нервно-психическую устойчивость и уровень социально-психологической адаптации.

2. Особенности материнского отношения зависят от степени выраженности патологии у ребенка.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ состояния изучаемой проблемы по данным специальной литературы

2. Изучить личностные особенности и родительские установки, особенности восприятия ребенка, внутрисемейных отношений со стороны матерей, воспитывающих детей с разной степенью тяжести дефекта при ДЦП и нормально развивающихся детей.

3. Сравнить личностные особенности матерей, воспитывающих детей с ДЦП, с учетом разной степени тяжести патологии и при нормальном развитии.

Объект исследования:

Матери детей с ДЦП разной степени тяжести.

Предмет исследования:

Родительские отношения и личностные особенности матерей детей с ДЦП разной степени тяжести и здоровых детей

Купить за 2500 ₽