или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.02.2012 |
Количество просмотров: | 643 |
Рейтинг работы: |
Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А
на тему:
Нейропсихологическое исследование
больных с мягкой болезнью Альцгеймера с применением Экспресс-методики оценки мнестико-интеллектуальной сферы в позднем возрасте.
Москва
2006 год
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение …………………………………………………………………….…….. 3
Глава I. Литературный обзор по проблемам нейрогеронтопсихологии
1.1. Особенности когнитивных функций в позднем возрасте ………………….. 7
1.2 .Нейропсихологический подход к исследованию нормального старения …15
1.3. Современный клинический подход к начальным проявлениям
деменций позднего возраста …………………………………………………. 20
1.4. Методы оценки мнестико-интеллектуальных функций
в позднем возрасте …………………………………………………………… 26
Глава II. Эмпирическое исследование мнестико-интеллектуальной сферы
у больных с мягкой болезнью Альцгеймера
2.1. Постановка проблемы, цель, задачи, гипотеза …………………………….
2.2. Характеристика испытуемых …………………………………………….. 32
2.3. Экспресс-методика исследования ……………………………………… 34
2.4. Результаты исследования.
2.4.1. Результаты исследования здоровых испытуемых ………………………. 38
2.4.2. Результаты исследования больных .……………………………………. 42
2.4.3. Сравнение полученных результатов ..…………………………………… 47
Выводы …………………………………………………………………………….52
Заключение ……………………………………………………………………….. 54
Список литературы ………………………………………………………………. 56
Приложения ……………………………………………………………………… 62
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема изучения старения, как нормального (физиологического), так и патологического в последние годы в значимой степени продвигается на первый план научных исследований, как в России, так и во всем мире. Это обусловлено значительным и быстрым ростом числа людей пожилого и старческого возраста.
Ссылаясь на данные, приводимые Н.Е. Яхно, к 2020 году ожидается удвоение числа людей пожилого возраста, так что во многих странах лица старших возрастных групп составят 20-30% населения. Предполагается, что к середине настоящего столетия половина людей Европы будет старше 60 лет [55].
За всю историю человечества неоднократно предпринимались попытки обозначить хронологический рубеж старости в рамках возрастных классификаций. В разные период истории и в разных странах начало старости могло несколько колебаться. Установление границ периодов всегда условно: индивидуально и исторически они могут смещаться в ту или иную сторону. Особенно это относится к периоду старения, когда бывает достаточно сложно разграничить старческий возраст с пожилым, с одной стороны, и долгожительским, - с другой [49].
Изменение демографической ситуации в сторону интенсивного увеличения числа пожилых людей остро ставится вопрос о механизмах старения и его индивидуальных вариантах [22;55]. Несмотря на увеличивающийся интерес исследователей к проблеме старения и интенсивное проникновение нейропсихологии в область изучения высших психических функций (ВПФ) при нормальном физиологическом и патологическом старении в последнее время, многие аспекты этой важной медико-психологической проблемы все еще недостаточно разработаны. Отмечается узкая направленность отдельных исследований на изолированное изучение какой-то одной функции или компонента психической деятельности, что особенно характерно для западного подхода в нейропсихологии. Для выявления закономерностей, механизмов и системообразующих факторов в психическом функционировании людей старческого возраста необходимо комплексное изучение всех составляющих психики. Тщательное изучение отклонений в нейрокогнитивной сфере, включая различные параметры памяти, речи, восприятия и др. не привело к пониманию механизмов психического старения, картина которого оказалась весьма пестрой и мозаичной [21].
В рамках доминирующего в большинстве исследований подхода к изолированному изучению отдельных психических функций сложился взгляд на старение исключительно как на возраст «утрат и потерь», что, в известном смысле, является ограниченным. В нем недостаточно отражены неоднозначность и противоречивость изменений в когнитивной сфере психики в позднем возрасте. Последнее обстоятельство не только хорошо известно по жизненным наблюдениям, касающихся индивидуальных особенностей старения, но и находится в согласии с взглядами на движущие силы развития психики в онтогенезе.
Соединение в нейропсихологическом подходе негативной и позитивной симптоматики позволит с большей определенностью говорить о перспективах оказания психологической помощи психически здоровым стареющим людям, а также больным и их семьям; расширить представления о познавательных процессах в позднем возрасте и более содержательно понять механизмы симптомообразования при различных формах деменций позднего возраста [25]. Предпринятые в последнее время клинико-эпидемиологические исследования состояния психического здоровья населения пожилого и старческого возраста позволили получить представление о популяционной частоте не только случаев клинически выраженной деменции позднего возраста, но и данные об относительно большой распространенности так называемой «мягкой» (начальной) деменции [9]. Синдром мягкого когнитивного снижения (МКС) занимает промежуточное положение между связанным с возрастом когнитивным снижением и собственно деменцией, критерии диагностики которого в настоящее время недостаточно разработаны. Существуют значительные расхождения в оценке распространенности МКС: от 7% до 38% у лиц в возрасте старше 60 лет [27].
Несмотря на то, что проблеме практической и теоретической значимости диагностики нарушений психической деятельности в норме и патологии старения уделяется большое внимание исследователей в области геронтопсихологии, первоочередной остается задача разработки критериев различия нормы и патологии при старении [2;41;24;4;10]. Поиск двух-трех методик, позволяющих дифференцировать норму и патологию, особенно на ранних стадиях развития процессов, ведущих к слабоумию, оказался непродуктивным [21]. Перспективным представляется применение аппарата синдромного анализа и концепция трех функциональных блоков мозга в нейропсихологических исследованиях нормального старения [19].
Группой российских ученых, в рамках отечественной школы , разработана Экспресс – методика оценки мнестико-интеллектуальной сферы в позднем возрасте, которая позволит выявить не только степень общего когнитивного снижения, но и сохранные процессы, а также увидеть компенсаторные механизмы, которые являются очень важным критерием разграничения нормы и патологии. По мнению Н.К. Корсаковой, именно невозможность формирования компенсаторных механизмов является отличительной чертой патологического старения.
Тема дипломной работы является фрагментом научной тематики центра по изучению болезни Альцгеймера и ассоциативных с ней расстройств ГУ «НЦПЗ» РАМП.
Целью исследования явилось апробирование Экспресс-методики оценки мнестико-интеллектуальной сферы в позднем возрасте у здоровых испытуемых пожилого возраста и у больных с мягкой болезнью Альцгеймера.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1.Обзор литературы по современным проблемам нейрогеронтопсихологии.
2. Исследование мнестико-интеллектуальной сферы с помощью Экспресс-методики у здоровых людей пожилого возраста.
3. Исследование мнестико-интеллектуальной сферы с помощью Экспресс-методики у людей пожилого возраста с диагнозом мягкой деменции при болезни Альцгеймера .
4. Сравнение полученных результатов по каждому из субтестов отдельно и в целом по Экспресс-методике.
Гипотеза: Экспресс-методика Н.К. Корсаковой, Е.Ю. Балашовой, И.Ф. Рощиной может быть использована для разграничения больных с начальными формами болезни Альцгеймера и здоровых людей пожилого возраста.
Испытуемые: 14 больных с мягкой болезнью Альцгеймера (амбулаторные пациенты центра по изучению болезни Альцгеймера ГУ «НЦПЗ» РАМН) и 14 здоровых испытуемых пожилого возраста.
Похожие работы
Работы автора