или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2018 |
Количество страниц: | 44 |
Оценка: | отлично |
Дата публикации: | 28.10.2019 |
Количество просмотров: | 245 |
Рейтинг работы: |
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.
Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников……………………………………………………..…......7
1.1 Понятие познавательного интереса
в психолого-педагогической литературе. Исторический аспект развития проблемы
познавательного интереса…………………………………………………………………………....7
1.2 Возможности игровой деятельности
в развитии познавательных интересов у младших школьников………………..…………………..………..17
Выводы по 1
главе ……………………………………………………………..25
Глава 2.
Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших
школьников……………………………………………..…………...26
2.1. Анализ деятельности учителей
начальных классов по развитию познавательного интереса посредством игр…………………………...............26
2.2. Опытная работа по применению игр
в обучении детей младшего школьного возраста с целью развития познавательного
интереса………………………………………………………………………..…30
Выводы по 2
главе……………………………………......................................39
Заключение………………………………………………………………….........40
Библиографический
список………………………………………………..……42
(фрагменты работы)
Введение
Процессы, идущие сегодня в современной системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о воспитании высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом использования таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с педагогом. Перед учителем стоит задача: организовать «...обучение так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый на сегодняшний день тянулся к уровню среднего, средний – к уровню сильного, а сильный ученик стремился к совершенствованию. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности» (В.А. Гусев).
Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного целенаправленного достижения желаемой цели – развития познавательных способностей учащихся.
В психолого-педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме познавательного интереса личности. Особую значимость представляют работы С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, А.Н. Леонтьева и др., посвященные анализу понятия «интерес», в том числе «познавательный интерес» и его компонентов. В работах этих авторов подчеркивается единство эмоциональной, волевой и интеллектуальной сторон познавательного интереса, причем мыслительные процессы описываются как его основной компонент.
В современной школе накоплен немалый опыт активизации познавательной деятельности учащихся. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, 4 творческих заданий и т.д. – все это является эффективным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство собственного достоинства и т. д.), которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету.
Познавательные интересы младшего школьника, возможно развивать не только во время урока, но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно новому базисному учебному плану она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогами задачу организации развивающей среды для обучающихся.
В современной школе нет четкого определения возможностей и средств развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности, которая полностью удовлетворила бы требования ФГОС. Не достаточно внимания уделяется такому средству развития познавательных интересов как игровая деятельность, несмотря на то, что игра по-прежнему занимает одно из ведущих мест в жизни младшего школьника.
Данная проблема обусловило актуальность исследования, и позволила сформулировать тему исследования: «Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности». Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности. Предмет исследования: игра как средство развития познавательного интереса во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность игры в развитии познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза исследования: можно предположить, что развитие познавательного интереса у младших школьников будет проходить более эффективно при систематическом и целенаправленном использовании игр во внеурочной деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательного интереса младших школьников.
2. Выявить возможности внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников
3. Изучить возможности игры в развитии познавательного интереса.
4. Провести анализ опыта работы учителей по изучаемой проблеме.
5. Провести опытную работу по внедрению игры во внеурочную деятельность младших школьников с целью развития познавательного интереса и описать результаты проведенной работы.
Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования как:
– анализ литературы по проблеме развития познавательного интереса;
– наблюдение;
– анкетирование;
– эксперимент.
Поставленная цель и задачи определили структуру данной работы.
В первой главе раскрыто понятие познавательный интерес, история проблемы, особенности развития познавательного интереса у младших школьников, раскрыта важность внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса и дано определение понятию «игра», определено ее влияние на развитие познавательного интереса.
Во второй части описана опытно-практическая работа, проведенная для выявления возможностей использования различных видов игр с целью 6 развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
В заключении были проанализированы результаты данного исследования.
База исследования:
Похожие работы
Работы автора