Студенческий портал

StudyNote RU admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Психология > Психологические и психосоматические характеристики людей, переживших кризисные ситуации

Тема дипломной работы: Психологические и психосоматические характеристики людей, переживших кризисные ситуации

1500 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях!

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Другие города > Вузы города Уфа > Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права
Тип работы:Дипломные работы
Категория:Психология
Год сдачи:2017
Количество страниц:117
Оценка:5
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Психологические и психосоматические характеристики людей,  переживших кризисные ситуации (Дипломные работы - Психология). Иллюстрация №2: Психологические и психосоматические характеристики людей,  переживших кризисные ситуации (Дипломные работы - Психология). Иллюстрация №3: Психологические и психосоматические характеристики людей,  переживших кризисные ситуации (Дипломные работы - Психология).

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

1.1.Теория и практика психологии кризисных ситуаций

1.2.Понятие и сущность кризиса и кризисной ситуации

1.3.Кризисные состояния физического, психофизиологического и психологических уровней

1.3.1.Стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство

1.3.2.Фрустрация

1.3.3.Конфликт

1.3.4.Кризис

1.4. Динамические характеристики кризисных ситуаций

2. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ

2.1. Методика диагностики самочувствия, активности и настроения   (САН)

2.2. Шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной ситуативной тревоги

2.3.Шкала депрессии Бека

2.4. Методика выявления склонности в суицидальным реакциям

2.5. Методика оценки стресса «Шкала психологического стресса psm-25»

2.6.Методика измерения уровня тревожности Дж.Тейлора

2.7.Метод статистического анализа. Коэффициент корреляции Пирсона

2.8.Метод статистического анализа. Критерий Фишера

2.9. Метод статистического анализа. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПЕРЕЖИВШИХ КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ

3.1. Организация проведения восстановительных (коррекционных) мероприятий для людей переживших кризисную ситуацию

3.2. Оценка эффективности восстановительных (коррекционных) мероприятий

3.3. Метод восстановительных мероприятий «Психологическое консультирование»

3.4. Метод восстановительных  мероприятий «Кризисная психотерапия для сотрудников с суицидальными намерениями»

3.5.Метод восстановительных  мероприятий «Метод комплексной аудиовизуальной стимуляции»

3.6. Метод восстановительных мероприятий «Психологический тренинг»

3.7. Метод восстановительных  мероприятий «Психорегулирующие аутогенные тренировки»

3.8. Психологическое сопровождение как модель психологической помощи  в кризисном состоянии

3.9. Составление психологических портретов сотрудников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Темой выпускной квалификационной работы является «Психологические и психосоматические характеристики людей, переживших кризисные ситуации». Актуальность данной темы исследования обусловлена жизнью общества в современном мире, а так же экономическими , социально-экономическим факторами.   Для общества ведущего активный образ жизни уже стало нормой большое количество ежедневных социальных конфликтов, с применением агрессии, насилия, жестокости, многочисленные  природные катаклизмы и техногенные катастрофы, высокая смертность, появление новых заболеваний и вирусов, а так же разного рода терроризм и преступления. Каждый человек проходит в течение жизни те или иные кризисные ситуации, которые могут неблагоприятным образом, отразится на его психическом здоровье.  Любая кризисная ситуация усиливает нервное напряжение, что способствует  развитию нервно-психических патологий.  Поэтому на основании всего вышеприведенного, исследование психологических и психосоматических характеристик людей переживших кризисные ситуации позволит,  более корректно подойти к работе с существующими проблемами в психологических и психосоматических состояниях  человека, а так же улучшить психическое здоровье общества в целом.

Цель выпускной квалификационной работы – проведение структурного анализа психологических и психосоматических характеристик людей переживших кризисные ситуации.

Для достижения поставленной цели сформируем основные задачи - изучение научной литературы по заданной теме, анализ актуальных статей и примеров по психологическим и психосоматическим состояниям людей переживших кризисную ситуацию, проведение исследований по оценке психологического и психосоматического состояния людей, переживших кризисную ситуацию с помощью ряда методик: Методика и диагностика САН., Шкала Спилбергер – Ханина, Шкала депрессии Бека, Методика выявления склонности
к суицидным реакциям, Методика оценки стресса «Шкала психического стресса psm-25», Методика измерения уровня тревожности (Дж.Тейлора), использование методов статистического анализ - коэффициентом линейной корреляции Пирсона, метод статистического анализа φ-критерием Фишера сравнение двух выборок по количественно определенному признаку, Коэффициент корреляции рангов Спирмена,  разработка рекомендаций по проведению восстановительных (коррекционных)
мероприятий  для людей  переживших кризисную ситуацию.

Объекты исследования - психологические и психосоматические характеристики людей, переживших кризисные ситуации.

Предмет исследования -  понятие кризис, составляющие и компоненты кризисной ситуации, кризисные состояния физического, психофизиологического  и психологических уровней, восстановительные мероприятия для людей, переживших кризисную ситуацию.

Проблема кризисных состояний изучается достаточно давно психологами и психиатрами во всем мире. Впервые проблематика кризиса начала рассматриваться в профилактической психиатрии, а синонимами слова «кризис» были понятие «критический период» американского ученого Тамотсу  Шибутани, «перелом», «переход» Гейл Шихи, «поворотный этап жизненного пути» психолога и философа Сергей Леонидович Рубинштейн, «разрыв» психолога Льва Семеновича Выготского, «критическая ситуация»  психотерапевта, доктора психологических наук Федора Ефимовича Василюка. Одними из первых исследований реакций на жизненные кризисы в малой психиатрии были исследования Э.Линдеманна в 1944 году, далее   психологические и психофизиологические исследования стресса, стадий развития дистресса Г. Селье в 1956году, и концепции восьми жизненных циклов и соответствующих им психосоциальных кризисов Э. Эриксона в 1959 году, концепции трех видов кризисов В. В. Козлова в 1997году. Так же тему кризисной
ситуации  изучал российский психолог Владимир Васильевич Козлов, немецкий ученый, психолог Хайнц Хекхаузен , американский ученый,  Тамотсу  Шибутани и многие другие.

По теме выпускной квалификационной работы, написано большое количество актуальных и современных статей в журналах посвященных психологии, интернет источники так же представляют развернутую информацию с ссылками на первоисточники. Так же выпущено большое количество книг, хрестоматий, учебников, которые будут интересны не только специалистам в области психологии и психиатрии, многие из них адаптированы под среднестатистического читателя, не обладающего знанием в области психологии. Такие книги, как правило, посвящены последствиям кризисных ситуаций, и содержат в себе информацию по методам психологического восстановления, например книга И.Кириллова «Стресс серфинг».

В выпускной квалификационной работе  использовалась  и анализировалась  современная источниковая база (более 40 авторитетных   источников литературы) таких авторов как Маланов С.В.
«Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические пожелания», Юнг Карл Густав «Аналитическая психология и психотерапия», Кулганов В.А., Белов В.Г., Парфенов Ю.А., «Основы клинической психологии», Карвасарский Б.Д. « Медицинская психология», Хегай Л., «Д.В.Винникотт и аналитическая психология», Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А. «Стресс, выгорание, совладение в современном контексте», Кэри Л.Купер, Филипп Дж.Дейв, Майкл П.ОДрайсколл «Стресс», Венгер А.Л.  «Психологическое консультирование и диагностика» и многие другие авторитетные источники. Вся представленная литература способна отразить актуальность темы выпускной квалификационной работы, а так же способствовать раскрытию ее цели и решению поставленных задач.

В процессе жизни любого человека ему всегда будут встречаться ситуации и обстоятельства, выходящие за рамки его привычного восприятия мира. Подобного рода состояния имеют различные настроения, разнообразные эмоции и переживания такие как, например, страх, чувство обиды, вины, злобы, беспомощности, отчаяния, безнадежности и т.п. Человек стоит как бы на краю жизни называемом кризисом. Находясь в кризисе, индивид иногда испытывает желание уйти из жизни, совершить суицид. Однако это желание сосуществует с не менее сильным желанием жить и выжить. Многие из тех чувства, испытывает индивид в процессе кризиса, в обществе приняты неприемлемыми, в связи с чем, личность начинает чувствовать себя изолированной и отвергнутой окружающим миром.
Современная психология рассказывает об имеющемся опыте изучения поведения людей в кризисных ситуациях. Психологи не оставляют без внимания тот факт, что с тем или иным кризисом приходится жить не только самому человеку, переживающему его, но и простым людям являющимися свидетелями данной ситуации. Так, например, очевидцы и участники спасательных операций, и даже просто телезрители, наблюдающие за происходящим по экранам телевизоров во время крупных ДТП, крушений самолетов, пожаров, террористических актов, природных катастроф и иных кризисных ситуаций, так же в своей мере переживают его. При этом нужно сказать, что не только участники, но и свидетели кризисных ситуаций в той или иной степени сталкиваются с психологическими проблемами. А если учесть, что ежедневно, во всем мире происходит огромное количество подобных ситуаций, то каждый человек имеет шанс поддаться под влияние кризисных ситуаций, поэтому психологи и медицинский работники по всему миру напоминают о необходимости психологической реабилитации, а так же о развитии программ поддержки людей, пострадавших от кризисных явлений.
Современная медицина так же уделяет большое внимание связи кризисной ситуации и заболеваний. Считается что любая кризисная ситуация оставляет в здоровье человека свой след. Психосоматические расстройства это перечень заболеваний, возникновение которых было спровоцировано взаимодействием физиологических и психических факторов. Подобные болезненные состояния представляют собой расстройства психики, которые отражаются в виде физиологических патологий.
Основоположник психосоматического направления Александр Франц обозначил группу характерных для данного психического нарушения соматических заболеваний - бронхиальная астма, язва двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, нейродермит, эссенциальная гипертония, тиреотоксикоз, язвенный колит, ревматоидный артрит. Данные заболевания признаны болезнями цивилизации и стресс-зависимыми. В данный момент к ним добавили еще и сахарный диабет 2 типа, ишемическая болезнь сердца, ожирение, тиреотоксикоз и соматоформные расстройства поведения. Одним из часто озвучиваемых признаков психосоматических расстройств личности являются жалобы человека на наличие болей. При этом самыми распространенными являются невротические боли – головные боли, боли в сердце, грудной клетке, боли в спине и под лопаткой, боли в животе. Помимо прочего психосоматические расстройства имеют проявление в виде симптомов – учащенное сердцебиение, тошнота, головокружение, ощущение кома в горле, удушье, расстройство стула, ощущение температуры, ощущение холода в конечностях и т.д.
Степень влияния кризисной ситуации на здоровье и личность человека определяется глубиной осознания ситуации и личностными особенностями. Поэтому для психологов, работающих с человеком пережившим кризисную ситуацию в первую очередь важно понять, что значит для данного индивида переживаемый кризис, какие причины могли вызвать данный кризис, кике последствия он повлечет, как помочь предотвратить возможные негативные последствия кризиса, и как выйти человеку из кризисной ситуации.
Кризис (от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни.
В последние десятки лет, жизнь заметно усложнилась. А большинство существующих проблем, носят характер, обусловленный неблагоприятными последствиями человеческой деятельности. Долгий рабочий день, сверхурочная работа, затяжные пробки на дорогах, рост цен на жилье и продукты, выплата кредитов, изменение курса доллара и евро, увеличение количества терактов, войн, вводимых санкций, стихийных бедствий – все это лишь некоторые из многочисленных источников стресса для современного человека. Для современного общества уже стало характерным и ни для кого не удивительным существование большого числа разного рода социальных конфликтов, которые сопутствуют применению агрессивного поведения, насилия, жестокости, а так же неконтролируемые природные катаклизмы и техногенные катастрофы, отражаются на существовании человека.
Негативные новости каждый день звучат с экранов телевизоров, по радио и в интернете, заставляя людей испытывать целый спектр эмоций от страха до ярости, все это так же провоцирует массовое увеличение напряжения в обществе, повышение уровня общей тревожности, люди чаще задумываются о безысходности – «нам некому помочь», одиночестве и покинутости - «я никому не нужен», Актуальность тематики кризиса личности обусловлена большой вероятностью завершения кризисной ситуации максимально выраженной социально-психологической дезадаптацией индивида, которая может спровоцировать его десоциализацию, деструктивность приводящую данную личность к суициду. Тем не менее, при существовании адаптационных ресурсов и принятии своевременной психологической помощи, вероятен скачек на новый и более высокий уровень развития личности.
Российский психолог Владимир Васильевич Козлов, говорит о том, что кризис является для человека моментом выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии. Кризис, по его мнению, это препятствие, которое может быть естественное (возрастной и экзистенциальный кризис) или искусственное (антропогенное, техногенное, социогенное), а преодоление данного препятствия невозможно личностью или группой привычно существующими ресурсами.
Немецкий ученый, психолог Хайнц Хекхаузен , так же говорил о том, что поведение индивида определяет не объективно существующая, а субъективно переживаемая ситуация, такая, какой она существует для него. Американский ученый, Тамотсу Шибутани , подобно Хайнцу Хекхаузену говорил о том, что поведение индивида зависит в большей степени от субъективного аспекта ситуации, то есть от того, как сам индивид видит данную ситуацию.
Кандидат психологических наук, практикующий психолог Наталия Георгиевна Осухова, на основании анализа проблемы личностно-ситуационного взаимодействия определяет понятие «ситуация», как система объективных и субъективных элементов, которые объединяются в жизнедеятельности человека в тот или иной момент его жизни. Так же Н.Г. Осухова объяснять связь личности и ситуации, и говорит о том, что любое поведение человека в жизненной ситуации (в том числе и трудной) есть результат взаимодействия внешних и внутренних условий.
бессмысленности жизни – «зачем жить и мучится, лучше умереть», неуверенности в завтрашнем дне, страх за будущее детей. Человек напряжен до предела, на личную жизнь и духовное саморазвитие, а так же отдых не хватает энергии. Люди, пропадая на работе в погоне за материальными благами, забывают о доме и семье, страдая от этого сами и заставляя этим страдать близких. Ежедневные стрессы забирают из человека все силы, и он чувствует себя слишком уставшим и разбитым, чтобы поддерживать хорошее настроение, дарить любовь и заботу. Так высокий уровень стресса в жизни семейного человека, негативно сказывается на близких отношениях, человек не в силах уделять внимание семье, и в последствие это вызывает новые стрессы – развод, потерю близких отношений, конфликты с детьми.
Поэтому, в данное время психологи, социологи и медики всего мира большое внимание уделяют исследованиям и проблемам, на тему кризиса и кризисных ситуации (от греч. crisis – решение, поворотный пункт, исход). В первых медицинских определениях толкование понятия «кризис» обозначало состояние пациента, выход из которого ведет либо к его смерти, либо возрождению.
Впервые проблематика кризиса начала рассматриваться в профилактической психиатрии. Синонимами слова «кризис» являются понятия «критический период» ( американский ученый Тамотсу Шибутани), «перелом», «переход» (Гейл Шихи), «поворотный этап жизненного пути» (психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн), «разрыв» (психолог Лев Семенович Выготский), «критическая ситуация» ( психотерапевт, доктор психологических наук Федор Ефимович Василюк). Далее теория кризисов основывалась на нескольких теориях: теория эволюции; теория достижения и роста человеческой мотивации; теория адаптации в современном преломлении понятий чрезвычайных и экстремальных ситуаций.