или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2019 |
Количество страниц: | 58 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 12.02.2019 |
Количество просмотров: | 374 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга, как метода развития самоотношения личности
1.1. Основные теоретические подходы к феномену самоотношения и методам его развития
1.2. Социально-психологический тренинг, как метод
Глава 2.
2.1. Базы, этапы, методы и методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Глава 3.
3.1. Программа психологического тренинга
3.2. Повторная диагностика
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Современному обществу требуется человек, способный к актуализации и готовый к реализации всех своих возможностей в интенсивно изменяющемся мире. В связи с этим актуальным становится вопрос о психическом и личностном развитии и заложенных в них ресурсах. Одну из главных ролей в формировании целостности личности и регуляции деятельности играет самоотношение - проявление специфики отношения личности к собственному "Я".
Данной проблеме сегодня уделяется все больше внимания со стороны психологов, а одной из интересных сторон изучения самоотношения можно считать вопрос о возможности достижения гармоничной самореализации субъекта во всех жизненных сферах.
Напротив, заниженная же самооценка, негативное отношение к себе отрицательно влияет не только на психоэмоциональное состояние, предрасполагая к развитию психогенных болезней, но и на профессиональные успехи, межличностные отношения.
Учитывая расширяющуюся в нашей стране сеть психологической помощи населению, отметим, что на этом фоне вопросы, связанные с изучением процесса его формирования самоотношения, приобретают особую актуальность.
Известно, что многие черты взрослого человека приобретаются еще с самого детства, а также в пубертатном возрасте, поэтому считаем важным проводить в школе мероприятия по формированию адекватного самоотношения, уверенности в себе, стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию, осознанию уникальности каждого.
Цель исследования – составить программу тренинга личностного роста и определить его влияние на формирование самоотношения личности.
Объект исследования – самоотношение личности.
Предмет исследования – формирование самоотношения личности с помощью тренинга личностного роста
Достижение поставленной цели реализовывались в процессе последовательного решения следующих задач исследования:
1. Изучить понятие «самоотношение личности».
2. Выявить особенности методов развития самоотношения, в частности социально-психологического тренинга.
3. Составить программу тренинга личностного роста
4. Экспериментально определить влияние составленного тренинга на самоотношение старшеклассников.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что тренинг личностного роста помогает улучшить систему самоотношения старшеклассников.
Методологическую основу работы составили позиции фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе в работах А.Н.Леонтьева, А.А.Налчаджян, В.В.Столина, С.Я. Рубинштейн, К. Леви и др.
В работе были использованы методы: теоретического анализа литературных источников по проблеме самоотношения в отечественной и зарубежной психологической литературе, обобщение и систематизация материала, а также тестирование, контен-анализ и математическая обработка данных и социально-психологический тренинг как метод формирования самоотношения личности.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ №12 г. Байкальск.
Общий объём выборки составил 50 человек - старшеклассники 10 классы (16-17 лет). Контрольная группа, в которой не проводился тренинг - 25 человек и экспериментальная группа, в которой проводился тренинг - 25 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе осуществлялся теоретической анализ литературы по подходам к феномену самоотношения личности и методам его развития, обосновывался социально-психологический тренинг как один из самых эффективных методов развития самоотношения. Были сформулированы проблема, цели, задачи, а также гипотеза исследования.
На втором этапе проводилось исследование самоотношения у старшеклассников с помощью следующих методик: шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн (модификация А.М.Прихожан), тест-опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев) и проективный метод «Незавершенные предложения». Проводился качественный и количественный анализ, систематизация, обобщение и интерпретация результатов исследования. На третьем этапе проводился формирующий эксперимент, в основу которого была положена программа тренинга личностного роста. Качественно, количественно и статистически подтверждалась результативность и эффективность программы.
Формулировались выводы и оформлялись результаты исследования.
(фрагменты работы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа была посвящена изучению тренинга личностного роста как метода формирования самоотношения личности.
Общие итоги выполненной работы сформулированы в следующих выводах:
1. Как показывают многочисленные психологические исследования, генезис самоотношения, его содержание и структура оказывают решающее влияние на развитие целостной гармоничной личности, ее общение, поведение, адаптационные возможности. Согласованность отношения к себе являются базовым условием успешной ее социализации, а результатом противоречивости являются девиации и психорасстройства. То есть позитивная система самоотношения важна и для самой личности, и для общества в целом. При этом, подчеркнем, что самоотношение нужно формировать именно в позитивном ключе, то есть мы призываем не к излишнему самокопанию, а к адекватному анализу "Я-реального", "Я-идеального" и стремлении к гармонии между ними.
2. При рассмотрении социально-психологического тренинга, как метода, мы заключили, что его особенности являются наиболее подходящими для формирования самоотношения у старшеклассников, так как окружение наиболее важно именно в этот период. Также считаем, что и для других групп населения наибольшего количества осмыслений и создание мотивации на дальнейшее саморазвитие возможно благодаря именно групповой работе социально-психологического тренинга.
3. Проведенное исследование, подтвердило гипотезу о том, что тренинг личностного роста помогает улучшить систему самоотношения старшеклассников, так как по большему числу характеристик системы самоотношения получены статистически значимые положительные сдвиги.
4. Результаты исследования подтвердили утверждения других психологов-исследователей, что самоотношение старшеклассников динамично, пластично и поддается коррекции.
5. После тренинга личностного роста в экспериментальной группе испытуемые стали лучше, чем испытуемые в контрольной группе (не прошедшие тренинг) относиться к самому себе; больше одобрять себя, доверять себе; больше верить в свои силы, способности, самостоятельность; больше ожидать позитивного отношения со стороны других; больше уважать себя, относиться к себе как к уверенному человеку; больше ожидать положительных оценок своих действий, своей личности; больше согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть; больше внутренней честности и открытости; меньше отрицательных эмоций в свой адрес и меньше винить себя за неудачи.
6. Исходя из контент-анализа проективной методики "Незавершенные предложения", в экспериментальной группе после проведения тренинга стали выше стремление к развитию, проявления воли, самопонимания, осознание собственной индивидуальности, проявления самоуважения, самопринятия, позитивная эмоциональная окрашенность характеристик старшеклассников о себе и понизился уровень внутренней конфликтности.
7. Изучение самооценки старшеклассников значительных отличий не показало. Для всей выборки испытуемых характерна неадекватно и умеренно завышенная самооценка.
8. Мы достаточно многие результаты объясняли возрастными особенностями (в том числе завышенную самооценку), потому что считаем, что подростковые характеристики действительно очень яркие и присущие очень многим старшеклассникам ввиду особенностей их жизнедеятельности.
9. В целом, мы считаем, что вся система самоотношения должна подвергаться более длительным воздействиям с помощью предложенных нами психологических мероприятий. И те характеристики, которые статистически незначительно изменились, и те которые немного изменились в ходе эксперимента, чтобы результат был более эффективным и устойчивым.
10. Проведенное нами исследование позволило выявить основные направления в работе по формированию самоотношения и сохранения позитивного тона самоотношения для старшеклассников. Наши рекомендации (представленные по пунктам в разделе 1.1.Основные теоретические подходы к феномену самоотношения и методам его развития) актуальны и для других возрастов и других категорий населения (любой психолог может их адаптировать под конкретную личность)
11. Полученные данные об особенностях самоотношения старшеклассников и влияния на систему самоотношения у них тренинга личностного роста могут быть использованы психологами в образовательных учреждениях при работе с учащимися. А также при работе с педагогами, родителями и другими лицами, взаимодействующими с детьми.
12. Проведённое исследование не претендует на завершённость. Перспективным представляется экспериментально определить эффективность каждого из предложенных нами методов формирования самоотношения личности и составить рекомендуемую для психологов развернутую программу по формированию позитивного самоотношения.
Похожие работы