или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Екатеринбург > Российский государственный профессионально-педагогический университет |
Тип работы: | Диссертации, Магистерская диссертация |
Категория: | Дефектология, Педагогика |
Год сдачи: | 2017 |
Количество страниц: | 146 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 03.08.2017 |
Количество просмотров: | 1576 |
Рейтинг работы: |
Выпускная квалификационная работа
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование
Магистерская программа «Логопедия»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ……………..........................9
1.1. Лингвистический анализ глагольной лексики…………………………..9
1.2. Закономерности развития глагольной лексики в онтогенезе…………14
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией…………………...21
1.4. Особенности формирования глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………24
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ……29
Методики изучения уровня сформированности глагольной лексики……….30
2.1. Методика обследования глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня…………………………………………………………………...32
2.2. Методика обследования грамматических средств языка у старших дошкольников с ОНР III уровня………………………….………………………..36
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………39
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ
3.1. Теоретическое обоснование формирования глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня……………………………..………………….45
3.2. Содержание логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших
дошкольников с ОНР III уровня……………………………..50
3.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………….107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………….119
ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………………….132
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………….....141
(фрагменты работы)
По словам ученых (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), развитие лексико-грамматической стороны речи является ключевым и образующим элементом коррекционной системы. Также, особые методы и технологии, направленные на создание предикативной лексики у детей с ОНР в недостаточной степени освещены в научно-педагогической литературе. Стоит отметить, что в сегодня педагогами и логопедами не в полной мере учитывается специфика создания глагольной лексики, недостает адресных практических рекомендаций, для улучшения морфолого-синтаксической и лексико-семантической языковых систем. Комплексная технология организации предикативной лексики должна проходить для детей с ОНР в соответствии с ГОСТом, предъявляемым к коррекционной работе в спец. дошкольных учреждениях, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии [96].
В настоящих момент число научно-исследовательских теоретических и эмпирических данных, посвященных изучению глагольной лексики и особенностям ее формирования у детей с дизартрией недостаточно. Однако исследование специфики глагольной лексики у детей с дизартрией имеет колоссальный смысл для мониторинга дисфункций речи, а также для совершенствования коррекционно-логопедической работы с представленной категорией детей.
В связи с этим, исследование специфических особенностей нарушений глагольной лексики у детей с ОНР третьего уровня (далее ОНР 3ур.), выявление уровня активного и пассивного словаря, и определение оптимальных путей логопедической работы, является актуальной проблемой настоящего магистерского исследования.
Таким образом, анализ актуальности позволил сформулировать тему нашего исследования - формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР (ӀӀӀ уровня).
Объект исследования - глагольная лексика детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.
Предмет исследования - процесс формирования и механизмы разви-тия глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР третьего уровня.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспе-риментально проверить эффективность логопедического обучения, направ-ленного на формирование глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР третьего уровня, выявить основные проблемы и предложить рекомендации по их устранению.
Гипотеза исследования: Мы исходим из того, что порождение речевого высказывания идёт за счёт предикатов и их валентностей (А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев), но развитие фразовой речи у старших дошкольников с ОНР третьего уровня значительно затруднено, вследствие несформированности грамматического структурирования речевого высказывания (предикации). Таким образом, мы предполагаем, что предложенная нами коррекционная работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР третьего уровня, будет способствовать полноценному развитию речи.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определились задачи иссле-дования:
1. Теоретически обосновать необходимость и продуктивность систем-ного изучения трудностей освоения глагольного словаря у старших до-школьников с ОНР третьего уровня.
2. Разработать оптимальную методику изучения глагольной лексики и экспериментальным путем изучения уровня развития глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР третьего уровня.
3. Апробировать содержание логопедической работы по преодолению недостатков глагольного словаря у детей и у старших дошкольников с ОНР третьего уровня.
Методы исследования:
1. Изучение теоретической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: социологические методы исследования (беседа, включенное наблюдение), констатирующий, обучающий и кон-трольный эксперименты.
3. Количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования являются:
- представления о закономерностях речевого онтогенеза (А.Н. Гвоздев);
- концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (P.E. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- психолингвистический подход к исследованию механизмов формирования предикативной лексики (H.H. Жинкин, А.Р. Лурия, A.M. Шахнарович).
Теоретическая и практическая значимость исследования: данное исследование позволяет выявить специфику нарушений глагольной лексики у дошкольников с ОНР третьего уровня, углубить и расширить научные представления о характере нарушений лексики у детей дошкольного возраста с дизартрией, уточнить симптоматику речевого дефекта у данной категории детей. А так же результаты работы могут быть применены в деятельности учителей-логопедов, воспитателей, психологов при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с речевой патологией. Предлагаемая логопедическая работа может быть рекомендована к применению в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. Также на основе экспериментального обучения были предложены педагогические методики, способствующие со-зданию глагольной лексики, что позволяет повысить эффективность коррекционного процесса речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Похожие работы