или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2011 |
Количество страниц: | 43 |
Оценка: | отлично |
Дата публикации: | 03.10.2019 |
Количество просмотров: | 264 |
Рейтинг работы: |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология
раннего возраста»
по теме:
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила студентка
1 курса группа ЗСП-012
_________________________
Ижевск 20___ г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы проявления закономерностей
внимания у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «внимание» в психолого-педагогической
литературе……………….6
1.2 Особенности развития внимания у детей
дошкольного возраста…………….14
1.3 Психологические средства коррекции внимания у
детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………..20
Выводы по главе 1……………………………………………………………………25
2. Методические рекомендации по развитию внимания у
детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….….27
2.2.
Особенности диагностики внимания в детском возрасте…………………….33
Заключение……………………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………………….
Приложения
Введение
Ни один психический
процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не
сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем
смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо.
Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с
ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не
почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое.
Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности,
человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А
фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность. Что
же такое внимание?
Внимание –
направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении
или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность
предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Внимание обуславливает
успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и
отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего
сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако
направленность нашего внимания может меняться.
Внимание
- это важнейшее качество,
которое характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней. В
человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из
внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным
фильтром), то мозг не смог бы избежать перегрузки.
Проблеме свойств внимания
у детей уделяют внимание такие психологи и педагоги, как: В.В. Белоус, П.Я.
Гальперин, Ф.Н. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, О.Ю. Ермолаев, Е.П.
Ильин, С.С. Левитина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Т. Рибо, П.В. Симонов Венгер
Л.А., Корсакова Н.К. и многие другие.
Е.П. Ильин дает понятие о свойствах внимания и его
проявлении при выполнении учебных заданий, об особенностях учета свойств
нервной системы и темперамента в процессе развития внимания.
И.В. Дубровина характеризует
свойства внимания и особенности их проявления при выполнении учебных заданий,
способы развития свойств внимания у детей с разными
индивидуально-типологическими особенностями.
Непроизвольное внимание
развивается в течение всего дошкольного детства. Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан и
Н.В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано
с обогащением интересов.
«Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та
дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в
душу ребенка». Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить
противоречие между необходимостью развития внимания у детей дошкольного
возраста, с одной стороны, и недостаточной разработкой психологических средств
его коррекции у детей дошкольного возраста. Выявленное противоречие позволило
обозначить проблему исследования.
Предполагается, что
развитие внимания у детей дошкольного возраста будет проходить успешнее при
использовании психологических средств: психогимнастики, игр, заданий и упражнений,
направленных на развитие внимания (приложение
Б, В).
Дети, начинающие
обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости
внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить
письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним
действий. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и
правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
В настоящее время стали
актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с
детьми, имеющими нарушения внимания.
Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам
относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации
психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний
день для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и коррекция
нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.
Внимание всегда есть
сосредоточенность на чем-либо. Оно само
по себе не является особым
познавательным процессом, а присуще любому познавательному процессу
(восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого
процесса.
Внимание играет
существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По
мнению П.Я. Гальперина [5], и Выготского Л.С. [4]«внимание нигде не выступает
как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность
и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как
сторона или свойство этой деятельности».
(фрагменты работы)
Глава 1.
Теоретические основы проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе
Внимание - очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.
Внимание обладает определенными свойствами как: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, и как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.
• При маленьком объеме внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
• При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
• При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
• При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш ребенок сделал домашнее задание по одному предмету, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по другому предмету, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой.
• При плохо развитой способности распределения внимания ребенок не умеет эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
• Недостаточная произвольность внимания не позволяет ребенку сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены отдельными "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.
Такая работа предполагает:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использование упражнений, на основе которых развивается внимательность как свойство личности. Обычно причина общей невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Главная задача таких занятий: преодоление этого обобщенного восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.
Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость. В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности.
По мнению С.Л. Рубинштейна внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
Л.С. Выготский [5] и Л.Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, т.к. при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточиться. Оно не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
Таким образом, внимание можно определить как психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности. Внимание представляет собой психологический феномен в
2.2. Особенности диагностики внимания в детском возрасте. Методика диагностики внимания.
Психодиагностика свойств внимания детей 6-7 летнего возраста (по Осиповой А.А.) [17] должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Надо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работу с ребенком следует начать с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию может привести все условия психолога на нет. В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку походить или сделать физические упражнения.
В целом обследование ребенка-дошкольника занимает от 30 до 60 минут.
Для проведения обследования, следует создать подходящую обстановку (нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий).
Работе психолога никто не должен мешать.
Во время обследования психолог ведет протокол и фиксирует:
- предлагаемые задания и уровень их выполнения;
- оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;
- возможности самостоятельного исправления ошибок;
- характер контакта со взрослым;
- отношение к выполнению заданий;
- уровень активности при выполнении заданий.
Существует много различных методик. Одна из методик: Запомни и расставь точки.
1. Запомни и расставь точки (Приложение А)
Цель: определение объема внимания.
Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на1-2секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки –нанести их на пустую карточку за 15 секунд.
Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения (лист 2), часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сам (сама) будешь ставить точки в пустые карточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Фиксируемые параметры:
t – время выполнения; N- количество правильно воспроизведенных точек.
Объем внимания оценивается по 10-балльной системе:
Баллы Воспроизведенные точки
10 6 и более
8-9 4-5
6-7 3-4
4-5 2-3
0-3 1
Нормативы:
Баллы Уровень развития объема внимания
10 Очень высокий
Похожие работы
Работы автора